АНЕКДОТ ДНЯ
Вакансия: вахтер женского общежития.
Требования: противная злобная старуха.
ПРАЗДНИК
Международный Олимпийский День
Именно этот день выбран для того, чтобы увековечить дату создания Международного олимпийского комитета (МОК) - 23 июня 1894 года, поле того, как энтузиаст возрождения олимпийского движения барон Пьер де Кубертен в Париже огласил свой доклад перед международным атлетическим конгрессом. Да так убедительно, что члены заседания тут же решил провести первую Олимпиаду в 1896 году в Греции.
День государственной службы ООН
КРУГЛАЯ ДАТА
165 лет саксофону
В 1846 году бельгиец Адольф Сакс, уже известный по изобретению саксогорна и саксотрубы, получил патент на изобретенный им музыкальный инструмент. Сделал он его из кларнета: заменил дерево на металл, приладил мундштук поудобнее, расширил на выходе звука и снабдил аппликатурой от гобоя и флейты. Вот из этой мешанины и родился самый популярный сегодня духовой музыкальный инструмент. В итоге он до сих пор по принципу звукоизвлечения, саксофон относится к семейству деревянных, хотя деревянных саксофонов в природе не было и нет. Разве что деталь «трость», но она из травы – бамбука, камыша или тростника.
В семействе саксофонов Сакса было четырнадцати разновидностей. Выжили и сегодня используются семь: саксофон-сопранино, сопрано, альтовый саксофон, теноровый, баритоновый, басовый и контрабасовый. Остальные выпускаются редко и в единичных экземплярах.
Но в процессе отладки саксофона на Сакса подали в суд. Адольф его проиграл: суд доказал, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать». А после наглядной демонстрации, состоялся еще суд – уже по обвинению в плагиате. И так несколько раз. В итоге эти тяжбы разорили фирму Сакса и он её закрыл. Да и здоровье попортили: едва дожив до эпохи джаза, мастер умер в нищете.
Первым, кто написал пьесу с участием саксофона, был композитор Гектор Берлиоз. Он и предложил его нынешнее название. Использовали инструмент в своих произведениях Масне, Делиб, Дебюсси, Бизе, Равель, из наших – Мусоргский, Прокофьев, Рахманинов, Шостакович, Глазунов, Хачатурян и многие другие.
Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году.
Бо́льшая часть саксофонов — транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным.
ЮБИЛЕЙ
65 лет со дня рождения Александра Кайдановского
(1946, Ростов на Дону – 1995, Москва)
«Вахтанговская „корпорация“ отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушёл. Каким образом? Что делает актёр, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться».
А. Кайдановский о своей работе в театре Вахтангова (1969-1971).
«Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист… В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвёртом курсе Щукинского, мы впятером — он, Галкин, Качан, Матвеев и я — возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи… В принципе впятером мы могли бы отмахаться, но против ножей — не знаю, как бы всё вышло. Кайдановский подошёл к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали…»
Леонид Филатов.
Отучившись в Днепропетровском сварочном техникуме, поступил в Ростовское театральное, потом - Школу-студию МХАТ, но проучившись несколько месяцев ушёл. В 1969 окончил театральное училище Щукина.
В Вахтанговском, как видно из эпиграфа, не сложилось – ушел во МХАТ, потом в Театр на Бронной. Отслужил в кавалерийском полку при «Мосфильме». В 1984 окончил ВКСР, мастерская А. Тарковского – классик хотел взять себе на курс только Кайдановского «и еще кого-нибудь одного, кто этого достоин».
Словом, есть откуда взяться эрудиции, которая, по воспоминаниям современников, была широчайшей. Отлично рисовал, сочинял стихи и песни.
Кто видел его на экране запомнил навсегда: нервный, утонченный, выразительный, глубоко психологичный.
А увидеть его на экране было где – 52 фильма. Вот самые известные:
Дети Ванюшина — Константин
Крах инженера Гарина — доктор Вольф
Свой среди чужих, чужой среди своих — ротмистр Лемке
Пропавшая экспедиция — офицер Зимин
Бриллианты для диктатуры пролетариата — Воронцов
Дознание пилота Пиркса — нейролог и кибернетик Том Новак
Сталкер — Сталкер
Десять негритят — Филипп Ломбард
Новые приключения янки при дворе короля Артура — Ланселот
Первая жена — Ирина Бычкова. Дочь Дарья
Вторая — актриса Евгения Симонова. Дочь Зоя
Третья — Наталия Кайдановская (Судакова). Дочь Анна, сын Андрей
Четвёртая — Инна Пиварс.
Как умер? Посмотрите его роли – такие актеры долго не живут. Посмотрите его режиссерские работы. Кажется, в них главный смысл – богоборчество. Плюс куча житейских неурядиц.
Казалось, к 1995-у все начало налаживаться – выдали ордер (жил в коммуналке), получил свой курс на сценарном факультете ВГИКа, пригласили в жюри Каннского фестиваля (вместе с Катрин Денев и Клинтом Иствудом), готовился к съемкам в французском фильме, за три недели до смерти женился на 23-летней Пиварс… Но к тому времени у него уже было два инфаркта. Третий случился 3 декабря 1995 года.
ИМЕНИНЫ
Александр, Антонина, Василий, Иван, Тимофей.