Палки с концами
Одна благая весть потянула за собой и другую. Как инвалид или мамаша с колыбелью на колёсах проникнут в автобус с двигателем экологического класса «евро-5», если всем пассажирам приходится протискиваться сквозь переднюю дверь и турникет, как каравану верблюдов сквозь игольное ушко?
Теперь, москвич, всё. Хватит тебе маяться: турникеты уберут, оставят одни валидаторы (штуки, к которым прикладывают магнитный билетик), рассчитанные на добрую пассажирскую волю. А для природного баланса запустят контролёров, которые будут вылавливать зайцев и штрафовать их – без сантиментов, на тысячу рублей. Первое чтение закона об этом уже принято московскими парламентариями.
Эксперты подсчитали, что если даже штучно вылавливать безбилетников и наказывать их финансово, то общественному транспорту очень быстро наступит счастье и процветание. А заодно, может так статься, и нам. Нет, проезд не подешевеет, такого даже не обещают. Но намекают, что и дорожать наш транспорт станет не такими суперскоростными темпами, как прежде. Так сенатор от Москвы Юрий Росляк уверяет, что в свое время установка турникетов в наземном общественном транспорте позволила многократно снизить количество безбилетников и вывести "Мосгортранс" на рентабельный уровень. С другой стороны, по мнению того же сенатора, турникеты реально оказались палками о двух концах: автобус мог легко простоять минут 15 на остановке, ожидая, пока все пассажиры минуют те самые металлические палки.
Несколько моментов здесь не понятны. На мой взгляд, закон вполне социалистический. То есть хороший, но рассчитан на то, что вокруг – честные и порядочные люди, готовые его исполнять. И если пассажир едет зайцем, то в кармане непременно таит неразменную тысячу, чтобы покаяться и отдать её контролёру. А другие порядочные люди – московские депутаты – даже в страшном сне не могут представить себе, что кто-то из горожан сядет в автобус или трамвай и без билета, и без тысячи, потому что денег у него нет в принципе.
Известно, что часть безбилетников просто ездят по чужим льготным картам – студенческим, пенсионным и т.п. Что будет с этими «великими махинаторами»? С них потребуют штраф. Развитие ситуации может быть примерно таким: заяц и кондуктор покидают гостеприимное чрево салона общественного транспорта и перепираются на тему «А я тебя в полицию отведу! – А я не пойду!»
То ли контролёрами должны назначить полицейских, то ли наши зайцы (которым, как мы прекрасно понимаем, палец в пасть не клади) быстренько подадут в суд за неправомерное задержание, превышение должностных полномочий и т.п.
Метод Пиночета
Мой вывод такой: у нас есть транспорт цивилизованный и нецивилизованный. В одном – все стискивают зубы и платят, в другом - при малейшей возможности так и норовят примерить на себя ушки и хвостик. Попробуй не заплати в маршрутке! Но автобус – большой. А когда туда ещё и стройными рядами набьются пассажиры, дебит с кредитом не свести физически.
Выросшая в московских автобусах, я не раз забывала пробить талончик: у студентки в голове было столько всего и сразу, что проездной там помещался далеко не всегда. Вспоминая эти дни, я была страшно удивлена, когда где-то в Европе – не то в Австрии, не то в Германии, - контролёр в поезде просто предлагал зайцам КУПИТЬ проездной документ у него. Без ругательств, шума и пыли оплатить не штраф, а проезд. Кстати, такой гуманный подход примерно год назад можно было встретить и в аэроэкспрессе по пути из Москвы в Шереметьево. И волки сыты, и зайцы целы.
Но то, что годится для маршруток и полупустых электричек, бесполезно для остальных видов публичного транспорта. Зайцы там были и будут, пока сама возможность быть существует. Тысяча рублей – это, конечно, неприятно, но всё же не достаточно строго, чтобы заставить всех платить столько, сколько положено.
Интересен другой поворот. «По информации префектуры Центрального округа, до июля 2012 г. крайние правые полосы отдадут автобусам и троллейбусам на Садовом кольце. Тверской улице, 1-й Тверской-Ямской и Большой Якиманке», - пишем в «АиФ» мы сами.
Выделенные полосы для автобусов – идея не новая. Скажу больше – видела такие даже в столице Чили на центральных улицах. Единственный нюанс – это не просто крайние полосы, это вся правая часть дороги. От остальной проезжей части она отделена пунктирным бордюром: вариантов нет – автобусы (а также такси) - справа, остальные - слева. И надо сказать, что передвигаться на общественном транспорте в Сантьяго – удобно и быстро. Благодаря своей вотчине на проспектах, водители бусов гонят, как на «Формуле 1» - попробуй не пропусти таких. Плюс, в Сантьяго для тех, кто на своих двоих, только два вида дешёвого способа передвижения – метро и автобусы. В том числе и междугородние. В своё время Пиночет решил, что важнейшим из транспортов для Чили являются именно они, и велел разобрать все рельсы – не только трамвайные, но и железнодорожные. Удивительно, но эта радикальная мера работает до сих пор.
Однако, представить, что у нас пару полос отдадут «рогатым» и рейсовым, хотя бы на перечисленных выше улицах… Мы же с вами прекрасно понимаем, чем это закончится. Ладно ещё, по крайним правым помчат «Скорые», но ведь туда же ринутся и все ветви власти, упакованные в автомобили с тонировкой! А автобусы и троллейбусы затрут к обочине, как сейчас затирают обычные машины.
Но даже не это главное! Сейчас ровно те самые два правые полосы (уж одна-то – точно) идут на «дневную парковку». В крайней правой мостятся те, кому посчастливилось работать в центре, во второй на приколе ждут своих боссов персональные водители и гости города – таксисты. Ничего, ничего не озвучивает Мосгортранс, депутаты и прочие представители столичной власти о том, куда денутся все эти железные кони. Где и кто организует для них парковки?
Залезут ли они на тротуары? Будет ли стоянка на этих улицах запрещена всем категорически? Без ответов на эти вопросы идея «крайней правой» окажется очередным тупиком, ведущим к единственному результату – транспортному коллапсу.