Таким образом, как сообщает BBC, на Байкале вновь можно будет вести промышленную деятельность с использованием бессточных систем водопользования на производственные нужды. Фактически, речь идет о сбрасывании в озеро отходов.
По словам главы Байкальской программы «Гринпис» Романа Важенкова, пункт о запрете производства удален полностью и без каких-либо условий. По словам эксперта, «сбрасывание становится возможным в любом количестве и любого содержания, сколько нужно и когда нужно».
Кроме того, изменено положение, по которому ранее полностью запрещалось складирование, захоронение и обезвреживание вновь образующихся опасных промышленных отходов.
Теперь обращение с отходами пятого класса опасности (из пяти возможных) запрещено лишь «за пределами специально оборудованных мест размещения отходов». Это, по словам Важенкова, может привести к тому, что в качестве «складов» для отходов химической промышленности будут использовать берега Байкала.
Осенью 2008 года Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат по требованию Росприроднадзора перешел на систему замкнутого водооборота. Такая система означала конец сброса загрязняющих веществ в озеро. Также комбинату запретили использовать хлор для отбеливания целлюлозы.
Однако цены на небеленую целлюлозу резко упали, и, на фоне общего кризиса, предприятие стало убыточным. Байкальский комбинат приостановил свою работу в
октябре 2008 года и сократил около 1500 человек.
БЦБК является градообразующим предприятием для 17-тысячного города Байкальск, поэтому некоторые работники комбината объявили голодовку, а спустя несколько дней сотрудники завода устроили пикет в Иркутске. После этого бизнесмен Олег Дерипаска, структурам которого принадлежит контрольный пакет акций комбината (49% при этом принадлежит государству в лице Росимущества), принял решение о возобновлении работы БЦБК.
Год спустя началась так и не завершившееся процедура банкротства предприятия. А на прошлой неделе Байкальский ЦБК заработал снова, и с его конвейеров сошла первая после остановки партия небеленой целлюлозы.
Байкал стал объектом Международного наследия ЮНЕСКО в 1996 году. Одним из условий включения озера в перечень было прекращение сброса сточных вод.
Важенков не исключает, что нарушение этого условия может привести к исключению озера из списка ЮНЕСКО.