Морганатический брак — так называется союз между коронованной особой и «простолюдином», в результате которого супруг более низкого положения не получает никаких преференций. Во многих странах этот термин существует как негласный запрет на подобные мезальянсы: мол, по закону разрешено, но в обществе будет жуткий скандал и он может закончиться отречением от престола. В других же — как например в России и Германии — морганатические браки были запрещены законодательно и в случае ослушания нерадивый принц или принцесса могли лишиться права взойти на трон.
Сегодня — когда пришли другие времена и уж совсем другие нравы — строгих запретов на морганатические браки нет, однако они по-прежнему будоражат общественность и нередко приводят к бурным скандалам.
Один из ярчайших примеров — судьба японской принцессы Саяко, которая вышла за «простолюдина» в 2005 году и в результате лишилась своего титула и наследства. Все её потомки также утратили статус коронованных особ: согласно закону, принятому в Японии в 1947 году, женщины императорской семьи в случае мезальянса теряют положение и официальное членство в Императорском Доме. После свадьбы, впрочем, экс-принцесса получила «выходное пособие» в размере 1 миллиона 300 тысяч долларов, однако, Саяко, похоже, счастлива и без привычных почестей. Она с лёгкостью оставила карьеру учёного-орнитолога, полностью посвятила себя семье и мечтает о детях. А её муж Ёсики Курода продолжает трудиться в качестве дизайнера в отделе планирования городского управления Токио.
Впрочем, далеко не всегда вступающие в морганатический брак «любящие сердца» готовы сдаться так просто. Например, простой фитнес-тренер Дэниэль Вестлинг и кронпринцесса Швеции Виктория, на родине которых законы о мезальянсах чтятся как нигде в Европе. Отважная девушка добилась того, что корона останется на её белокурой головке, а её будущему супругу, в чей тренажёрный зал она так удачно забрела, перепадут почести с королевского плеча. Избраннику Виктории уже присвоили титул герцога Остергетландского и звание принца, а после свадьбы, которая состоится сегодня, сын почтовой служащей и мелкого коммунального чиновника отправится на обучение, чтобы стать настоящим аристократом. Королевские манеры, знание английского языка, полная история рода Бернадотов — всё это, согласитесь, крайне малая расплата за то, чтобы войти в ряды шведских небожителей.
Впрочем, законное — хоть и немного сомнительное — право на это у новоиспеченного принца всё-таки есть. Чтобы хоть как-то оправдать дарованный ему высокий титул, королевские историки принялись перерывать архивы и копаться в родословной Вестлинга и отыскали-таки на радость возмущённой общественности капли голубых кровей. Оказывается, кто-то из предков Вестлинга состоял в родстве с древними скандинавскими королями, жившими задолго до возникновения самой Швеции. Плюс, у генеалогического древа рода отыскались и некие русские корни.
Отнюдь не так счастливо завершилась история любви князя Монако Альебра Второго и олимпийской чемпионки по плаванию Шарлин Уиттсток. Весной
А вот голландский принц Йохан Фрисо, сын королевы Беатрикс, наоборот, оказался ярым приверженцем традиционного брака. Ради того, чтобы вступить в законный союз со своей избранницей Мэйбел Виссе Смит, он отказался от престола и женился-таки на любимой в
Ещё один представитель не самых законопослушных слоёв общества пытался приобщиться к королевской семье в Норвегии. Там писатель Ари Бен, прославившийся своим провокационным поведением и вечным хулиганством, женился на принцессе Марте-Луизе, дочери короля Харальда; однако после скандального бракосочетания ей пришлось отказаться от всех королевских привилегий. Впрочем, папаша экс-принцессы и сам взял в жёны простолюдинку: в
По другому пути пошёл ещё один норвежец, принц Хокон, который женился на барменше летом
Но всё же самым богатым на морганатические браки оказался