Что «пощупать руками»?
«АиФ»: - Простым читателям не всегда понятен смысл дорогостоящих космических полётов. В пору соревнований двух сверхдержав - СССР и США - мы что-то доказывали друг другу, пытались всё сделать первыми. Сейчас мы уже не соперничаем в космосе, у нас одна на всех МКС. Космонавтика перестала быть фактором большой политики. Зачем же она нужна стране? Можно ли в буквальном смысле «руками пощупать» то, что вошло в нашу повседневную жизнь благодаря полётам в космос?
А.П.: - Прежде всего космонавтика не перестала быть фактором большой политики. Да, закончился этап «космической гонки», как и гонки вооружений. Закончилась «холодная война». Теперь в космосе развивается взаимовыгодное сотрудничество, а там, где возможно получать прибыль, появляются механизмы конкуренции.
Связь и навигация - это первое, что можно «пощупать руками». У нас огромная страна, и именно связные спутники сделали возможным создание единого информационного пространства, обеспечивают связь и Интернет в наиболее отдалённых её уголках.
При этом роль человека в освоении космоса, сколь ни совершенна будет автоматическая космическая техника, трудно переоценить. Более 10 лет на российском сегменте МКС выполняется программа научно-прикладных исследований и экспериментов. Получены и уже применяются интересные результаты в области геофизики, медицины, космической биотехнологии, исследования природных ресурсов Земли. Из космоса ведётся экологический мониторинг, отслеживание опасных геофизических процессов и природных катастроф, наблюдение за «здоровьем» охраняемых природных территорий, загрязнением водных объектов и т. д.
«АиФ»: - Какова отдача от бюджетных вливаний в космическую отрасль? Можно ли эту отдачу измерить в рублях?
А.П.: - Без космических аппаратов страна осталась бы без мобильной связи, телевидения, навигации - можно ли измерить такие потери в рублях? Нельзя ждать немедленной денежной отдачи от освоения космоса, познания тайн Вселенной, которые, возможно, приведут к новым фундаментальным открытиям. А впоследствии - к созданию новых технологий и продуктов, благодаря которым повысятся качество и безопасность жизни на Земле.
Но если говорить о быстром экономическом эффекте... К примеру, с администрацией Ярославской области мы работаем над внедрением системы спутникового мониторинга транспорта. По данным региональной статистики, при использовании системы в сфере автоперевозок на 20-25% сокращается время поездок, на 14% увеличивается средняя скорость во время движения, на 12% сокращается расход топлива, на 17-20% сокращаются задержки при перевозке грузов. Применение системы ГЛОНАСС в землеустройстве в 2-3 раза ускоряет выполнение геодезических работ при снижении затрат примерно вдвое, в полтора раза увеличивается поступление «земельных» платежей. Кардинально сократить количество жертв автокатастроф поможет создание системы экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС». Этот проект одобрен в качестве высокоприоритетного Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.
Прогнозируемый экономический эффект от применения только космических средств дистанционного зондирования Земли, связи, гидрометеорологии - примерно 1,7 руб. на каждый рубль вложенных средств. Благодаря коммерческим проектам возрастут налоговые отчисления в бюджеты.
Вообще космонавтика обеспечивает более 200 тысяч рабочих мест для высококвалифицированных научных, инженерных и производственных кадров - это число жителей среднего города.
Армагеддон - в 2029 году?
«АиФ»: - Когда будет доведён «до ума» проект ГЛОНАСС? В свободной продаже навигаторов практически нет. Есть проблема с созданием цифровых карт. Да и спутников по-прежнему не хватает.
А.П.: - Что касается спутников, то сейчас в составе орбитальной группировки системы ГЛОНАСС - 23 аппарата. По целевому назначению используется 21 из них. В таком составе орбитальная группировка обеспечивает непрерывную навигацию на всей территории страны. В глобальном масштабе доступность навигационного поля системы составляет 98%. Точность навигационных определений - порядка 7 метров. К концу 2010 года орбитальная группировка будет развёрнута полностью - то есть составит не менее 24 космических аппаратов, а в общем 27-28, то есть мы планируем также создать орбитальный резерв из 3-4 аппаратов.
- Всё чаще можно услышать, что к Земле на опасное расстояние приближается то или иное космическое тело. Вы один из инициаторов создания международной системы защиты Земли от астероидной угрозы. Что это за система? И насколько опасность реальна - может, просто мы все насмотрелись голливудских страшилок про Армагеддон?
- Опасность столкновения Земли с астероидом вполне реальна. По предварительным прогнозам, например, астероид Апофис в апреле 2029 года пролетит между Землёй и Луной на расстоянии 36-40 тыс. км от поверхности Земли. Вероятность его столкновения с Землёй при последующих сближениях, например в апреле 2036 года, лишь 4 к 1 миллиону. Однако возможно изменение траектории астероида при движении в гравитационном поле Земли при пролёте в 2029 году. Оценка мощности взрыва при падении астероида - 880 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Для сравнения: мощность взрыва при падении Тунгусского метеорита оценивалась лишь в несколько десятков мегатонн.
Защита Земли от угрозы астероидов должна носить международный характер. Оптимальная стратегия предполагает наблюдения за телом и запуск к нему ракет с различных точек земного шара. Разработка системы защиты может занять около 20 лет. Именно поэтому нужно приступать к ней уже сейчас.
Досье
Анатолий Перминов родился в 1945 году. Окончил Пермское высшее военное командно-инженерное училище, Военную академию им. Ф. Э. Дзержинского, Военную академию Генштаба ВС РФ. Служил в Ракетных войсках стратегического назначения, командовал Космическими войсками. С 2004 года руководит «Роскосмосом». Генерал-полковник, доктор технических наук.