Может быть, кто-то сам, чувствуя свою вину, уволился? Подал в отставку? Нет! Кого-то уволили? Тоже нет. Но почему? Погибло 75 человек. Страна «попала» на 40 млрд рублей дополнительных расходов в кризис. И виновных нет. Ну да, директор, главный инженер… А те, кто их контролировал? Получал за это деньги, нёс ответственность, которая происходит от слова «ответ». Его и надо сейчас держать перед руководством страны, перед народом…
В так называемых цивилизованных странах, где помимо борьбы за деньги, посты и другие материальные блага существует такое понятие, как «честь мундира», проштрафившиеся руководители сами подают в отставку. Признают лично свои промахи и недоработки. У нас политическая и нравственная культура «чрезвычайного поведения» ещё не сформировалась. Поэтому необходимо внедрять её «сверху».
Почему остаются на своих постах руководители корпорации «РусГидро»? Почему министр энергетики и руководитель Ростехнадзора выступают как… эксперты по аварии? Ведь в данном случае Саяно-Шушенская ГЭС, по сути, государственная структура, была в ведении соответствующего министерства! Её техническое состояние должно было регулярно контролироваться. А почему те, кто официально настоял на сдаче в эксплуатацию станции с недоделками, тоже остаются за кадром?
Такая ситуация, увы, выглядит традиционной для России. После жуткой трагедии в аквапарке «Трансвааль» основную вину возложили на «злодея-архитектора», а десятки людей, дававших «добро» на строительство «бассейнов смерти», вышли сухими из кровавой воды. Когда в Перми рухнул «Боинг», унёсший жизни 88 пассажиров, в новостях обсуждали исключительно степень трезвости лётчика. О том, что кто-то массово по всей стране «выпускает в небо» раздолбанные самолёты и должен за это ответить, - молчок. Нормальным с точки зрения здравого смысла было оперативное снятие с должности начальника милиции г. Москвы после того, как его подчинённый расстрелял мирных граждан. Причём это вынужден был сделать президент страны вместо министра внутренних дел.
Когда Владимир Путин пришёл к власти, Запад пугал всех его «кагэбэшным» прошлым, тем, что гайки в России будут завинчены до предела. Как мы видим, этого не произошло. И слава богу! Но это не должно касаться случаев, когда крупные чиновники или министры создают бардак в подотчётных им областях, когда врут в глаза руководству и общественности. Пример «оперативного увольнения» - снятие Путиным губернатора Сахалина Ивана Малахова за то, что тот успел в свою разрушенную стихией столицу… аж через сутки (!) после землетрясения. Остальные отстранения губернаторов - Амурской области, Корякского автономного округа или Ненецкого автономного округа - прошли «тихо-мирно», с расплывчатой формулировкой «за утрату доверия»…
30 лет назад в Англии к власти пришла Маргарет Тэтчер. Железной рукой она проводила реформы. Было много недовольных. И тем не менее это не помешало её авторитету. Она 11 лет продержалась на посту премьера, да и сейчас англичане вспоминают её добрым словом.