Приведем наиболее важную с практической стороны часть выступления президента.
«Я считаю возможным провести в ряде регионов — пока подготовлены 18 регионов, и эта цифра, естественно, может быть обсуждена — эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры. Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Что это может быть?
Во-первых, это могут быть основы православной культуры, основы культуры мусульманской, основы иудаизма, буддизма. То есть по этим вопросам и ученики, и их родители смогут принять решение. Если найдутся те, кто захочет изучать всё многообразие российской религиозной жизни, для таких учеников может быть разработан общий курс по истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны. И тогда все эти вопросы будут погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Наконец, третий вариант: тем, кто не имеет определённых религиозных убеждений, у кого они не сформировались, должно быть предоставлено право изучать основы светской этики. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями самих учеников, сообразуясь с представлениями, конечно же, их родителей.
Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным — это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным. Преподавать эти предметы будут светские педагоги».
История вопроса
Десять лет назад - в июле 1999 г. - министром общего и профессионального образования В. М. Филипповым был подписан Приказ «О создании Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви». Этот день можно считать началом диалога между Церковью, государством и обществом о возможности преподавания в школах специального предмета, так или иначе раскрывающего перед учениками основы религиозной культуры.
Через три года на основании деятельности Координационного совета тот же министр подписал информационное письмо, где от имени министерства предлагал примерную программу по учебному предмету «Православная культура». С этого момента, собственно, и началась история создания школьного учебного курса по основам православной культуры.
Тогда было, во-первых, несколько разрозненных учебных пособий по Закону Божьему, краеведению и основам нравственности, составленных и опробованных в различных регионах страны. Во-вторых, несколько специалистов-профессионалов, способных комплексно осмыслить учебный предмет и предложить целостную учебную программу, удовлетворяющую требованиям министерства. В-третьих, на всю Россию несколько крупных чиновников, лично желающих поддержать эти инициативы. В-четвертых, огромное желание на местах среди рядовых, доверяющих Церкви, учителей вести подобный предмет (как бы он не назывался) и одобрение этого начинания со стороны многих родителей.
На практике там, где это было возможно, при Управлениях образования стали организовываться краткосрочные курсы переподготовки учителей (72, максимум 144 часа). Большей частью они работали по трехсоставной программе: основы православия (основы вероучения и богослужения, праздники, основы нравственности); православие и русская культура (что из русской культуры согласно с православием?); методические рекомендации (как совместить знания по первым двум направлениям и выстроить некоторый учебный курс). Иногда разговор шел о православных акцентах в тех или иных общеобразовательных дисциплинах (литература, история России и т.д.), что, по моему мнению, было достаточно плодотворно. Надо отметить, что все это было, как правило, всплеском давно созревших инициатив и делом истинных энтузиастов, часто добровольцев.
С самого начала было понятно, что если к этому вопросу деятельно не подключатся ведущие российские вузы, Российская академия образования и соответствующее министерство, то конец будет печальным. Что и произошло в результате несогласованности действий и даже внутренних трений, возникших из-за недопонимания смысла и методологии «Основ православной культуры».
Необходимо отметить, что провал инициативы с ОПК во многом был определен отказом от диалога с представителями общественности и профессиональными педагогами. Часто православные вели разговор с позиции «носителей истины», что совершенно неприемлемо в сфере культурологической и педагогической. Кроме того, так и не был выработан понятный для современных светских людей язык, раскрывающий основные для Православия истины.
В итоге за 10 лет так и не появилось более-менее серьезного учебного курса, способного стать общероссийским. Энтузиасты и их уникальный опыт остались невостребованными. Сейчас кое-где в районах преподают те или иные дисциплины, в которых отражены былые задумки об ОПК. Выпущены несколько видов учебных пособий, периодически, хотя и редко, действуют курсы подготовки учителей.
Чего нам ждать от новой инициативы Президента, я не знаю. Я лично рад, что появилась еще одна возможность создать и ввести в школы «Основы православной культуры». Что будет представлять из себя обновленный ОПК, я не знаю, спектр возможных тем огромен и трудно судить, какие из них будут выбраны. Во всяком случае, состав рабочей группы достаточно представителен и авторитетен, чтобы ожидать положительно результата.
Нужны ли нам основы православной кульутры?
Я уверен, что «Основы православной культуры» как учебный школьный предмет просто необходимы. О своем понимании ОПК я уже говорил. Исходя из этого изложу свои мысли в пользу учебного курса.
ОПК –– это миссия? Да, конечно! Но миссия не религиозная, а культурная и нравственная.
Очевидно, приобщать массово к религии невозможно –– это дело индивидуальное. Всем известна аксиома, что никакие ценности нельзя дать человеку, никакие смыслы нельзя навязать. К ценностям приобщают только через личное свидетельство, через пример, через совместное проживание. Поэтому, невозможно через манипуляции или насилие заставить кого-то стать и быть членом истинной религиозной общины. Православному христианству не нужны люди насильно загнанные в него, это в принципе противоречит всему учению Христову. Только секта может заставить стать своим адептом.
Однако массово вполне возможно культурно и нравственно просвещать детей и молодежь, вводить учащихся в пространство истинно человеческих смыслов и ценностей. Бескультурье, «попсовость», стадность –– это бич нашего времени. Все, что может способствовать приобщению к классической русской и европейской культуре необходимо поддерживать.
Благодаря нашей системе образования, у нас сложилась страна «технарей». Это не плохо, но инструментальность образования не дает ничего в вопросах именно человеческих. Людям нужна философия, нужно уметь различать добро от зла, уметь размышлять над тем, кто они и зачем живут. Я уверен, что ОПК может расширить философский кругозор и именно в этом одна из ценностей этого предмета.
Какие темы, так или иначе связанные с «Основами православной культуры», важны для нашей молодежи? Укажу три, наиболее, на мой взгляд, актуальные.
Во-первых, это азы антропологии. Дело не в том, из чего состоит человек, а в том, что христианской культуре присуще бережное отношение к каждой человеческой личности, абсолютная ценность каждого человека. Ни один школьный предмет не говорит об этом серьезно, оправдано. Часто разговор о человеке –– это демагогия, мол, надо любить, надо уважать и т.д. Только религиозные культуры понимают человека в полноте, ценят его, дорожат им и могут объяснить это.
Мы живем в дикие времена, порожденные советским прошлым. Отсутствие присущей христианским культурам антропологии, первенство идей государства и власти привели к тому, что теперь человек не стоит ничего. Об этом говорят хотя бы два не связанных между собой факта: невероятно высокое количество абортов и то, что даже офицеры милиции стреляют в беззащитных людей.
Во-вторых, благодаря ОПК учащиеся узнают правду о Православии как христианстве и о путях жизни православия в разных культурах. Я уверен, что большинство учеников школ не может отличить язычества от христианства, не знает, в чем опасность сект. Любой человек вправе выбрать для себя веру, но он должен знать, что религии разные, что их нельзя смешивать. Религиозное невежество пагубно для любой нации.
В-третьих, предлагаемый предмет поможет увидеть роль христианства в исторических событиях и процессах, научить детей правильной нравственной оценке происходящего ныне или бывшего некогда в истории. Наши дети изучают различных деятелей, не подозревая об их вере, знакомятся с какми-то событиями, но не ведают, что без христианства они не состоялись бы.
Как дети узнают, к примеру, что значила для Галилея его вера и почему он стал родоначальником науки? Да и вообще, почему наука появилась именно в христианской Европе?
Или, другой пример, как дети узнают о той цене, которую заплатила наша страна за советское «процветание»? Как без нравственной оценки сквозь внешне благоприятные для страны деяния Сталина увидеть кровь миллионов людей и понять, что он не только победитель в войне, но и убийца собственного народа, убийца христиан?
Юрий Белановский |