Честно говоря, меня удивляет вновь и вновь вспыхивающая по весне неиссякаемая популярность Великого поста в российских СМИ. Тысячи голосов уже пытались и пытаются разъяснить россиянам значение поста, дать правила его соблюдения, рассказать историю формирования и тому подобное. Ежегодно, вот уже лет пятнадцать, сказанное повторяется словно под копирку, количество информации о посте растет и растет, только вот никакого влияния на общественную жизнь это не производит. Для меня понятно, что дело тут совсем не в народе, утонувшем в телеэфире и не желающем воспринять «свет истины», а в том положении, что православие заняло в общественной жизни.
По моим наблюдениям, с каждым годом все больше и больше Русская Церковь воспринимается в обществе как некая традиционная этническая особенность нашей культуры, не имеющая серьезного отношения к современности. В восприятии многих православие превратилось в обслуживающую профессию, типа психологии (а может и астрологии), а порой даже в комбинат ритуальных услуг. Доказательством тому служат свидетельства о низком нравственном влиянии Церкви на общество при достаточно высоком культовом и обрядовом влиянии.
Народом легко воспринимается ни к чему не обязывающая внешность, обрядность и игнорируется внутренняя жизнь. Для обывателей церковь — некая самостоятельная, даже закрытая структура со своей внутренней жизнью. Все, что касается сути христианства — вероучение, дисциплина, священство — это для «внутренних». А вот для «внешних» — не более чем приобщение к культу по потребностям: свечки, крестики, отпевания, крестины и т.д.
Осмелюсь предположить, что так сработал иммунитет общества, которое защищает себя от неизвестности и сформировавшихся на основании расхожих стереотипов страхов. Православие как христианство, как благая весть, так и осталось неизвестным нашему обществу.
Как это ни парадоксально, но наличие ясной границы между миром и Церковью, неприятие христианской жизни теми, кто не верит во Христа Спасителя — это совершенно нормальная ситуация, ибо христианином нельзя стать случайно или по приказу. Нельзя стать членом Церкви без личного свободного решения на это. Вполне нормально сопротивление нецерковных людей, если их насильно куда-то втягивают, к примеру, убеждают в обязательности венчания или требуют следовать высоконравственным заповедям Христа. Вот и получается, что народ интуитивно угадал суть христианства и не может воспринять христианскую жизнь, потому как она действительно для «внутренних», для христиан. Общий информационный интерес у народа есть, но не более.
Пост и церковная жизнь
Если более предметно говорить о Великом посте, то он имеет к сказанному выше непосредственное отношение.
С одной стороны, Великий пост — одна из форм церковной педагогики, представленная в дисциплинарных предписаниях, сформировавшаяся окончательно к концу первого тысячелетия христианства. Надо понимать, что эти предписания для христиан не самодостаточны, они являют возможную палитру средств для достижения той или иной цели. По отношению к Великому посту цель — радостная встреча праздника Христова Воскресения и в нем — Самого Христа. Пост для христиан — это путь к Пасхе, посильная подготовка к встрече с воскресшим Иисусом.
С другой стороны, так сложилось, что акцент часто смещается с педагогики на форму, что приводит к формализованному и даже фарисейскому (в худшем смысле слова) восприятию постной дисциплины. Порой из популярной православной литературы, как раз той, что интересует обывателей, следует, что правильная форма является гарантом достижения цели. Это нередко приводит к тому, что интересующиеся вводятся в заблуждение и стараются воплотить наиболее понятную им формальную диетическую сторону поста и совершенно не понимают и не принимают пост как педагогику, как воспитание, ибо с этой своей стороны пост доступен только верующим, только тем, кто желает встречи со Христом Богом.
Великий пост придуман христианами и только для христиан, для тех, кто член Церкви. «Внешним», то есть нецерковным, о посте и знать-то не обязательно, не говоря о соблюдении. Не было такого в истории древней Церкви, чтобы христиане старались всем и каждому в римской империи навязать постную дисциплину.
Уверен, что многие возразят, скажут, что пост для Руси традиционен, он часть нашей культуры, люди должны знать о посте и соблюдать его. Безусловно, в этом вопросе каждый может поступать как сочтет нужным, но для меня это не аргумент. О посте должны знать и обязательно узнают в свое время те, кто принял решение стать христианином или, будучи им номинально (в силу крещения в детстве), решил узнать христианство всерьез и постараться жить по христиански.
Опыт современных христиан
Всем памятны слова, что практика — критерий истины. Я уверен, что многие интересующиеся православием люди задумывались о том, что Великий пост дает человеку реально? Каковы плоды? Эта тема со всей остротой впервые обозначилась на крупнейшем православном интернет-сайте несколько месяцев назад в Рождественский пост. До этого времени о посте в СМИ столь откровенно не говорили; как правило, свидетельствовали «как надо по традиции», умалчивая, как должно быть истинно по христиански и не упоминая, «как есть на самом деле». На сайте опубликовали заметку священника, который, насколько я понял, честно признался, что не видит смысла в посте, не видит тех плодов от поста, что ожидал долгие годы, но при этом не дерзает нарушать церковную дисциплину и продолжает поститься. Замечу, что подобные свидетельства от православных мирян и дискуссии о смысле постов давно уже наполнили православную блогосферу. Вопреки ожиданиям, наиболее «либерально» к постам относятся православные христиане с большим, более десяти лет, опытом церковной жизни. Понятно, что это свидетельства достаточно разрозненные, по ним трудно делать обобщения, но нельзя и просто так отмахнуться от них.
Сказанное очень важно. Оказывается, далеко не вся церковная дисциплина, предложенная в «церковных книгах», однозначно работает. Оказывается, сравнительно долгая искренняя христианская жизнь может и должна вносить коррективы в отношении воплощения некоторых дисциплинарных предписаний. Я думаю, что эпоха изложения «православных истин» вообще, вне контекста опыта христиан, вне контекста тех результатов, что можно наблюдать, заканчивается. Начинает пробиваться правдивое осмысление жизни, осмысление того наследия, что христиане имеют от своих предков.
Сказанное еще раз убеждает меня в том, что нет никакой необходимости подробно информировать и тем более призывать наших нецерковных соотечественников к соблюдению поста, тем более, если даже среди христиан есть разный опыт его переживания и осмысления. Думаю, что гораздо важнее свидетельствовать о том к чему призывал Христос, о том ради чего Он умер и воскрес. А пост уже придет своим чередом как одно из средств духовной жизни, и в той форме, какую человек сможет вместить.
Юрий Белановский |