Примерное время чтения: 9 минут
219

Джеймс Бонд предпочитает Эйлат и варенье из апельсинов

Найти в туристической части Израиля человека, не знающего русский язык, не просто сложно, а почти невозможно. В Эйлате мы встретили только одну продавщицу, которая не владела русским. И английским, кстати, тоже. Но это очень нетипично для Израиля

И не потому что здесь на четверть бывший наш народ. Народу тут всякого хватает. Но россияне для этой ближневосточной страны сегодня — желанны как никогда.

После отмены виз в сентябре прошлого года Израиль стал значительно доступнее. Как ни крути, но страна нам сильно нечужая. Христианские святыни Израиля — часть нашей общей культуры. Кто не слышал названия: Храм Гроба Господня, Голгофа, Гефсиманские сады, Стена Плача? Хотя и название города Эйлата не чуждо российскому уху . Если вы съездили по три-четыре раза в Египет и Турцию, то наверняка уже примеривались и к этому городу. Хочешь побывать на Востоке, пользуясь всеми благами Запада? Конечно, хочешь. И конечно, рано или поздно поедешь в Эйлат.

Вообще Израиль — это страна четырех видов туризма. Сюда едут: а) отдохнуть на пляжах Красного, Средиземного и Мертвого морей; б) подлечиться (здешняя медицина невероятно дорога, но столь же эффективна); в) прикоснуться к истории; г) поклониться религиозным святыням. Поток туристов из России постоянно растет, но израильтяне не прочь принять еще и еще. Пока же наибольшее количество туристов прилетает сюда, как ни странно, из Франции, известной скуповатостью своих граждан.

Удивительная страна. Буквально на пустом месте выросла современная цивилизация. 60 лет назад в районе Эйлата не было практически ничего. Теперь это место скопления фешенебельных отелей, современный приморский город-курорт. В отелях Хилтон и Херодс останавливаются звезды мировой величины. Как раз, в то время, когда группа журналистов гостила в Эйлате, там же не первую неделю обитал харизматичный Джеймс Бонд — Роджер Мур. Говорят, на завтрак он предпочитал исключительно яйцо и чай со свежим апельсиновым вареньем. Каковое ему и готовили каждое утро.

Местные жители показывают дома, которые якобы куплены Пугачевой и Кобзоном, а также российскими звездами эстрады калибром помельче. Наверняка враки, но доля здравого смысла в покупке жилья в курортной зоне Израиля есть — кризис здесь не ощущается так сильно, как в Европе. Дело в том, что контроль государства за банками таков, что они не могли позволить себе игры на рынке и потому остались стабильными в своей консервативности.

Отдых в Эйлате заметно дороже египетского, но цены потихоньку ползут вниз — тренд общемировой. В городе тебя не покидает ощущение тотальной безопасности — тихо, спокойно. Многих россиян на бытовом уровне пугает война, постоянные арабо-израильские конфликты. Наверное, они где-то есть, по телевизору, но никак туристов не касаются. Это как война в Чечне. Из-за границы, если смотреть по ТВ — вся Россия, казалось, пылает в огне войны. Но сильно ли касалась Чечня жителя какой-нибудь условной Твери? Примерно то же самое и в Израиле. Страна донельзя военизированная, но отражается это в редких блокпостах в районах границ с Египтом или Иорданией и многочисленных военных, которых мы видели в разных местах на экскурсиях. Служба в армии — это шанс объездить всю страну и побывать в самых культовых местах. Билет для военного в любой музей дешевле детского.

Безусловно, нужно побывать в Иерусалиме — столице Израиля (в России официально считается столицей Тель-Авив). Наверное, в рамках этой статьи и не расскажешь обо всех его достопримечательностях.

И в толстом томе не расскажешь. Но я скажу, что помимо стандартной экскурсии в Храм Гроба Господня едва ли не более сильное впечатление произвела вечерняя прогулка по этому древнему городу. Смешение рас, исторических пластов, цивилизаций, приятная погода (в Иерусалиме не так жарко, как в остальных городах, ведь он расположен в горах), неспешные мысли о том, что именно здесь происходили легендарные события, на века определившие судьбу человечества. В Иерусалим не нужно приезжать наскоком. Хотя бы на недельку — побродить здесь, как в самом главном хранилище Истории. И, кстати, говорят, что остановиться можно вполне бюджетным образом — во многих христианских миссиях есть гостевые дома, ночлег в которых стоит сущие шекели.

Примерно посередине межде Иерусалимом и Эйлатом находится крепость Мосада. Пожалуй, именно она произвела сильнейшее впечатление за всю недельную поездку. Она хорошо сохранилась, но дело, пожалуй, не в археологической ценности. А в истории, которая стоит за разрушением Мосады. Более тысячи ее защитников решили покончить жизнь самоубийством в знак протеста против осады крепости римлянами.

Римляне в те годы на манер нынешних американцев несли свет цивилизации восточным народам. На кончиках своих копий. С Мосадой им пришлось повозиться. До сих пор видны остатки насыпей вокруг римских лагерей, окруживших крепость. Осада длилась три года. И закончилась трагедией, равной которой не было в истории планеты. Защитники крепости выбрали 11 воинов, которые ночью зарубили мечами своих же соотечественников (их было более тысячи). После этого подожгли город и покончили с собой. Если вы выберете вариант отдыха в виде экскурсии по Израилю, обязательно поднимитесь на фуникулере в Мосаду, где каждый камень расскажет вам о небывалой трагедии.

Надо ли рассказывать о Мертвом море? Наверняка каждый из читателей видел фото человека, читающего на волнах книгу или газету. Вранье, конечно, что там все покачиваются на волнах и читают. Лежать с газеткой на волнах вполне можно, не вопрос. Но категорически нельзя делать это дольше пятнадцати минут. Иначе не выдержит сердце.

И еще один совет. Несомненно, вы будете покупать косметику Мертвого моря — действительно интересную и полезную. Но Восток дело тонкое — вам обязательно постараются впарить ее втридорога под лозунгом «магазина при фабрике». Парадоксально, но в магазинчике при нашем не самом дешевом отеле та же косметика стоила вполовину дешевле, чем при фабрике. И значительно дешевле — в аптеке, где продаются не только лекарства, но и косметика.

С берегов Мертвого моря вернемся в Эйлат — на берег Красного. Есть здесь местечко, подобного которому трудно найти где-то еще. Это роскошный океанариум. Вы спускаетесь по лестнице вниз и оказываетесь в гигантском аквариуме. За окнами — коралловые рифы, между которыми плавают разноцветные рыбы — в Красном море их, кажется, тысячи полторы видов. Бродить и смотреть в окна можно до бесконечности. Рядом — дельфинарий. За жизнью дельфтнов можно наблюдать прямо в их естественной среде обитания — в море. Вам выдают маску и ласты и полчаса вы исследуете жизнь этой удивительной семьи. Только трогать дельфинов категорически запрещается — в чем и смысл — наблюдать не вмешиваясь в их жизнь. Побывайте в океанариуме — особенно если вы едете с детьми. Вы увидите, как аквалангисты играют со смертельно опасным скатом и кормят акул. Поплаваете рядом с дельфинами. Побываете на дне морском. А если вас познакомит с обитателями океанариума гид по имени Лев, безответно влюбленный в море и его обитателей, то считайте, поездка состоялась.

У израильского министерства по туризму есть две головных боли, две причины, которые, по их мнению, отпугивают русских (за исключением, падения доходов, разумеется). Это перманентная война в Палестине и трагическая гибель автобуса с россиянами осенью прошлого года. Израильтяне очень тяжело переживают эту историю. Такая авария случилась впервые за 60 лет. Надо отметить, что действия врачей и спасателей, которые примчались на место катастрофы в считанные минуты, достойны слов восхищения. «Золотой час» после ДТП был ими использован по полной программе, здесь вообще очень хорошо умеют действовать в экстремальных условиях. Медики буквально вырвали из лап смерти тех, спасти кого была хоть какая-то надежда. В феврале около дороги, буквально рядом с тем местом, откуда автобус свалился в пропасть, была установлена памятная стела. Она нужна живым — чтобы помнили... Власти очень болезненно переживают трагедию. Открывала стелу министр правительства Израиля по туризму. Это был ее долг — сказать последнее «прости» тем, кто погиб на Святой земле.

А напоследок хотелось бы рассказать еще об одной особенности Израиля, его пограничной службе в аэропорту. Нас пугали пограничниками и таможенниками, мол, допрос будет с пристрастием. Натасканные на террористов спецы вывернут всю душу наизнанку. Честно говоря, ничего такого с нами не случилось ни по пути туда, ни когда мы возвращались обратно. Довольно стандартные процедуры. Разве что офицер уточнил, самостоятельно ли мы складывали чемодан или нам кто-то помогал.

Возможно, такого уж драконовского режима не было потому, что мы прибывали в сугубо туристический аэропорт под Эйлатом. Его переделали из военного и, вероятно, чтобы не спугнуть туриста, изменили порядок пересечения границы. На более облегченный. Хотя наверняка израильские спецслужбы предпочтут потерять капризного туриста, но не допустить теракта. Ведь известно, что на израильских рейсах не было ни одного инцидента, связанного с террором.

... Когда писались эти строки, по каналу «National Geographik» постоянно повторялся анонс: «В Иерусалиме найдена могила Христа». Конечно, уважаемому телеканалу нужно выдать сенсацию к Пасхе. Но сенсация подобного плана возможна только в одном месте — на Святой Земле. Со дня на день туда отправятся сотни тысяч россиян, чтобы быть у Храма Гроба Господня, когда сойдет благодатный огонь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах