Примерное время чтения: 8 минут
293

О православном дресс-коде

Иными словами для многих Православие – это пережиток прошлого. Оставим вероучительную и нравственную сторону, тут не все так просто. Что касается внешнего облика, стиля одежды, норм поведения, здесь недоумение в адрес некоторых православных христиан звучат вполне оправданно.

Непривлекательная, порой несуразная одежда темных, мрачных тонов, неопрятность, иногда вплоть до пренебрежительного отношения к личной гигиене - все это видят и замечают окружающие люди. Неудивительно, что у многих сложилось мнение - это Православие предписывает христианам такое нарочитое противопоставление окружающей культуре, а также «несовременный», мягко говоря, стиль одежды. Попробую представить мои соображения на эту тему.

О Православии и культуре

В истории христианства был период, когда вопрос об отношении к окружающей культуре стоял очень остро. Это время первых двух столетий после смерти и воскресения Христа. Христианство пришло в Римскую империю из иудейских общин, которым было свойственно достаточно жесткое противопоставление себя окружающему миру и культуре. Четкая национальная принадлежность, веками отточенный быт, культура поведения и одежды были свойственны иудаизму тех времен. Еще апостолы сталкивались с проблемой неприятия их своими единоплеменниками за «либеральность» в отношениях с язычниками и греко-римской культурой.

В конечном итоге христианство оказалось на перепутье, встал вопрос о выборе одного из двух путей. Первый – создание своей специфической культуры, создание своего «оазиса». Это путь пренебрежения, отторжения того мира, что окружал христиан, того мира, где они жили, но с которым не хотели иметь ничего общего. Многие в те времена предлагали идти этим путем, предлагали отречься не только от идолов, но и от всего, что было прежде: от государства до семейной жизни.

Но были и другие. Они призывали по возможности осмыслить, принять и обогатить опытом христианства все хорошее, доброе в окружающем мире. Нет нужды создавать свое «гетто», нет нужды тратить силы на войну с миром, на оборону. Нужно внимательно изучить мир и найти в культуре, в быте, даже в религиозных обрядах то, что созвучно христианству, через что можно выразить евангельскую весть и прославить Христа.

По сути, второй путь можно представить таким образом. Христианство призвано быть дрожжами, которые переквашивают уже имеющиеся воду и муку и образуют нечто самостоятельное, самобытное – «живое» тесто. Время показало, что христианство пошло этим вторым путем. Оно сумело не только поставить себе на службу все  хорошее, что могла дать греко-римская цивилизация, но и построить на этом основании величественное здание христианской европейской и русской культуры.

О христианском отношении к одежде

Библия говорит нам, что Бог знает людей «по существу». Никакие одеяния ничего не меняют в Его отношении к людям. Но человеческое общение строится по другим законам, в их основе лежит невозможность полностью понять другого человека, тайна недопонимания. Поэтому одежда для людей всегда знак, возможность узнать о другом что-то, еще до того как этот другой заговорит.

Люди с христианской точки зрения – сложные существа. Тело для христиан не менее значимо, чем душа. Внешний вид совершенно справедливо играет огромную роль в общении и понимании между людьми. Поэтому христианство никогда не призывало к пренебрежению своей внешностью и телесным здоровьем, оно лишь призывало оценивать их с евангельской точки зрения.

Известный христианский писатель второго века Климент Александрийский блестяще знал и литературу, и искусство, и обычаи своего времени и поучал христиан следовать лучшим примерам. Климент находил в античной поэзии примеры нравственного и даже жертвенного поведения и говорил, что если язычники способны так жить, то христиане должны жить лучше. «У язычников нет Христа, - напоминал он, - и им многое простительно, но мы верим, что спасены Господом, и поэтому призваны к совершенству».

Климент Александрийский приводил читателям описания одежды и ссылался на лучшие образцы своего времени, которые не противоречили христианской нравственности. Он призывал христиан следовать этим образцам и даже улучшить их, чтобы и через это проставлять Христа. Например, он предлагал ходить только в светлой или в белой одежде, отказавшись от ярких и расписных тканей (как, впрочем, и мрачных и унылых).

Климент Александрийский много писал об украшениях, прическах и даже о перстнях. В те времена перстни носили практическую функцию, это были печати, которые ставили вместо подписи. Не отвергая перстней, Климент обращал внимание на изображенные символы и призывал отказаться от недостойных христианина изображений: оружия, обнаженных тел, кубков с вином. Взамен он предлагал, к примеру, символ рыбы, поскольку в греческом языке написание слова «рыба» совпадает с первыми буквами фразы: «Иисус Христос Бог».

На всем протяжении истории Церкви последователи Христа в своем отношении к одежде исходят из двух критериев: нравственного и эстетического. В остальном все отдается местным традициям.

Нравственность, понятно, определяется евангельскими нормами, главная из которых - «не соблазни». Соблазнить можно многим: не только чрезмерной откровенностью одежды, слишком богатым убранством, но и нарочитой лицемерной «скромностью» или даже неряшливостью тоже. Одеваться, видимо, надо так, чтобы соответствовать своему человеческому достоинству и положению в обществе.

Эстетическая оценка, понятно, проистекает из общих принципов красоты той культуры и местности, где жили или живут конкретные христиане. Последователи Христа в былые времена стремились во всем показать пример, во всем быть достойными звания христиан. Они считали, что призваны так жить в обществе, чтобы окружающие о них говорили с удивлением: «Как они умеют так дружить, любить, работать, воспитывать детей, платить налоги и даже одеваться? Все, что они делают, - это прекрасно и достойно подражания!».

Почему у нас нет «православной моды»?

За двадцать постсоветских лет успело сложиться такое понятие, как «православная мода». Оно вполне приемлемо для обозначения того направления, в рамках которого энтузиасты стараются возродить традиционные для Руси формы одежды в сочетании с требованиями настоящего времени. Всем понятно, что христианство тут собственно ни при чем и основное значение здесь принадлежит дореволюционной русской традиции. Тем не менее, для многих верующих людей, в том числе и бизнесменов, именно этот стиль одежды стал компромиссом между заповедью «не соблазни», эстетикой и современностью. И порой получаются действительно очень интересные и красивые вещи. Но все же это явление вряд ли сможет стать сколь-нибудь масштабным. Массовое производство такой одежды в обозримом будущем нам явно не грозит, а шить самостоятельно мало кто готов. Но это не главное.

Основных причин невозможности полноценного существования «православной моды» в ближайшем будущем я вижу две.

Во-первых, многие православные христиане в постсоветской России до сих пор сторонятся культуры (не только современной, но и классической), как бы боятся ее, противопоставляют ей своего рода бескультурье. Хрестоматийная православная фраза 90-х и начала 2000-х: «Нам не надо душевности, у нас есть духовность» (под духовностью понимается исключительно общение с Богом). Таким образом, в наши дни возродилось отвергнутое первыми христианами неприятие окружающего мира, презрение к нему. Православие для многих стало как бы формой социального протеста по отношению к все нарастающей греховности и развращенности постсоветского российского общества. Безусловно, для такого подхода есть множество серьезных причин, но на практике нередко это принимает карикатурные, вычурные, нелепые формы.

Во-вторых, в России сложилось своеобразное отношение современных православных к вопросу половых отношений. А ведь именно этот вопрос является одним из ключевых для моды. Любые сексуальные отношения, в том числе супружеские, воспринимаются как грех и зло, разве что в браке они законны, а вне брака – нет. Это мнение, не являясь официальной церковной позицией, в силу своей популярности оказывает колоссальное влияние на жизнь людей.

Несмотря на сказанное выше, я, пожалуй, выражу надежду, что со временем «православная мода» может стать на ноги. Во-первых, для этого нет никаких канонических (дисциплинарных) и вероучительных препятствий. Во-вторых, опыт мусульман показывает, что религиозные люди могут одеваться современно, красиво, стильно, вполне соответствуя своим религиозным предписаниям и традициям.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах