Вопросы эти сложные и неоднозначные. Совершенно понятно, что процесс этот не остановить, однако, скорее всего, довольно быстро процент однополых пар достигнет уровня своего насыщения. То есть не превысит определенной границы, не превышающей долей процента. Природа возьмет свое - подавляющее большинство мужчин не могут без женщин и наоборот, они созданы так, что восполняют друг друга на всех уровнях бытия.
Понятно, что гомосексуализм как явление - ровесник человеческой истории. Вероятно, всегда рождались люди с предрасположенностью к этому, так же как рождаются люди с предрасположенностью к гневу, к химической зависимости, к обжорству и т.д. До недавнего времени европейской и русской культуре, уходящей корнями к Евангелию, было свойственно оценивать гомосексуальньную «семейную» жизнь как извращенную противоестественную сексуальность, как грех. Гомосексуализм считался грехом или духовной болезнью так же, как и гнев, объедение, пьянство и т.д.
Однако последние несколько десятилетий нарастает тенденция обоснования гомосексуализма как естественного природного феномена, которому не стоит сопротивляться. Проще говоря, нам говорят, что геями не становятся, а рождаются. Раньше были культурные, нравственные, религиозные барьеры, теперь их нет. Явление вышло на свободу. Сторонники гомосексуализма настаивают на недопустимости нравственной оценки, поскольку, по их мнению, влечение к тому же полу - врожденная потребность человека, которую необходимо удовлетворить.
На этом фоне идет своеобразная дискуссия в христианских церквях об отношению к гомосексуализму. Для многих сторонних наблюдателей непонятно, почему некоторые церкви «благословляют» однополые семейные союзы и кое-где есть даже епископы-гомосексуалисты, а другие церкви категорически считают мужеложество смертным грехом.
Напомним, что существуют три основных направления в христианстве - православие, католичество и протестантизм, который в свою очередь делится на три крупные ветви: лютеранство, кальвинизм и англиканство. Протестанты разбросаны по бесконечному числу общин и церквей как самостоятельных, так и объединенных в различного рода союзы.
Православие и католичество говорят, что вне церкви каждый может жить, как хочет, лишь бы соблюдал законодательство своей страны, но для христиан гомосексуальный образ жизни в принципе невозможен, поскольку противоречит воле Божьей, однозначно явленной в природе человека и в Библии. Апостол Павел, обращаясь к христианам, недвусмысленно писал, что гомосексуалисты царства Божия не наследуют.
Жесткое иерархическое устройство, четко сформулированное богословское и нравственное учение, церковное законодательство и вполне ясные критерии принадлежности к церкви делают принципиально невозможным одобрение гомосексуализма католичеством и православием и делают маловероятным создание альтернативной гомосексуальной церкви.
Протестантизм, в свою очередь, с момента своего рождения шел иным путем. Порожденный в трудные для католичества времена, он был направлен против жесткой административной системы, выхолощенного богословия, фарисейства и лицемерия. Первые протестанты качнули маятник в другую сторону, и в конечном итоге сформировалась система независимых общин-церквей, объединившихся в союзы без жесткой вертикали власти и единого для всех богословия и законодательства. Для нас важно, что при такой системе каждая община обладает полнотой церковности и в решении даже судьбоносных вопросов имеет независимый и равноправный голос с иными представителями своего союза. Формально никто и ничто не может заставить такую общину принять или отвергнуть что-либо, ей могут лишь советовать и рекомендовать.
Такая система породила бесконечное деление протестантских церквей. Если сама община и есть критерий истины, то достаточно двух-трех человек, чтобы создать альтернативную общину со своей истиной.
Важнейшей особенностью протестантского мира является отсутствие церковной иерархии, которая существует в католичестве и православии. По учению этих церквей священство - это церковное служение, для которого необходимы благодатные дары Духа Святого. Епископ по отношению ко всей церкви, священник по отношению к его приходу-общине несут служение управления, учительства и богослужения. Для вступления в это служение недостаточно избрания или назначения, над кандидатами в священство совершается таинство рукоположения, в котором у Бога испрашиваются особые благодатные дары. Таинство - это некоторый мистический акт, после которого ставший священником или епископом человек несет пожизненно это служение. Священство - это не профессия, это образ жизни.
В протестантизме принципиально иная картина. Их пасторство и епископство нечто вроде профессии старосты, старейшины, основанной на выборе и доверии общины. Если община или союз одобрят гомосексуализм (а таковое случается), то ничего не мешает избрать нового «старосту», соответствующего новым запросам.
Как только сложилась ситуация, когда традиционное в основе своей религиозное общество во многих странах ушло в небытие и появилась возможность открыто жить в гомосексуальных отношениях, то со временем такие люди стали объединяться и даже пропагандировать свой образ жизни, привлекая людей склонных к таковому. Это совпало с появлением и укреплением борьбы за права человека. Если есть какая-либо группа людей, не нарушающая законодательства и не вторгающаяся в область свободы других людей, то она с некоторых пор может заявить о своих правах и настоять на легитимизации. Что и произошло с гомосексуалистами.
Среди геев всегда были те, кто желал жить религиозной жизнью. Таковое стало возможно там, где, во-первых, на данный момент нет культурных, традиционных и юридических препятствий и, во-вторых, есть протестантизм. Наиболее ярко религиозные гомосексуалисты явлены в странах с государственной религией, перед которой встает выбор - или перестать быть государственной (лишиться финансирования, льгот и т.д.) или «венчать» вполне легальные однополые браки. Кроме этого, отказ от признания гомосексуализма неизбежно приводит протестантские церкви к расколу и появлению более лояльных общин.
Таким образом, становится понятно, почему христиане-протестанты Запада лояльно смотрят на однополые браки. Общественное и церковное устройство не предоставляет им возможности повлиять на ситуацию. Именно такую картину мы видим в одной из скандинавских стран, где протестантизм – государственная религия. Пасторам пригрозили тюрьмой и увольнением в случае отказа в благословении гомосексуалистам. В результате произошел раскол, немалая часть священства и простых христиан ушли к католикам.
Православная церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Гомосексуализм - проявление греховного повреждения человеческой природы, которое вполне преодолимо. При наличии желания, проявлении воли и определенных духовных усилиях вполне возможен возврат к естественному образу жизни, духовному и личностному возрастанию человека.
Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как «норму». Для нее это никогда не станет нормой.
Автор - заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве.