Официально борьба с липовыми товариществами идёт на ура: только что в Северном округе ликвидированы 63 объединения, созданных незаконно. Но в Москве можно насчитать сотни случаев, когда объединение собственников жилья изначально было легитимным, а потом там произошёл захват власти со сменой правления и председателя. Как противостоять «пиратам от коммуналки», выяснял «АиФ».
Рейдеры наступают
«В 2005 г. мы создали ТСЖ и сами управляли домом, - рассказывает «АиФ» Владимир Щербаков, житель ЦАО (Воронцовская ул., д. 25, стр. 1). - А в 2009 г. группа жильцов взломала помещение товарищества, захватила первичные документы и избрала себя правлением. Куда мы только ни обращались - в управу района, префектуру, прокуратуру, мэрию! Поддержки нигде не получили.
Полиция даже не стала заводить дело о взломе и краже документов. Мы выиграли суд, который признал новое правление и его решения незаконными, но захватчикам на это абсолютно наплевать. Они продолжают раскладывать по почтовым ящикам ежемесячные платёжки, где есть такие потрясающие своей наглостью графы, как «3 тыс. руб на нужды ТСЖ». Все несогласные с захватчиками жильцы давно платят за жилищно-коммунальные услуги напрямую. Но как избавиться от самопровозглашённого правления? Ведь нужно решать общедомовые проблемы (например, уже 4 года никто не создавал годовых смет), разбираться с долгами, которые образовались с 2009 г.».
В доме, где живёт Владимир Щербаков, всего 38 квартир, поэтому у жильцов есть шанс снова взять управление в свои руки. Но это не типичная для нашего мегаполиса ситуация, гораздо чаще количество собственников исчисляется не десятками, а сотнями.
«Организовать такую массу народа практически невозможно, и мошенники прекрасно это знают, - уверен Александр Инютин, заведующий Западной коллегией адвокатов. - Когда к ним приходят возмущённые жильцы и заявляют, что подписи владельцев под решениями общих собраний являются самой настоящей подделкой, граждане в правлении улыбаются и отправляют всех искать правды в суде. Со всеми другими претензиями - тоже в суд.
Как вы думаете, сколько жителей подадут заявления в суд, будут тратить на это своё время и деньги (только графологическая экспертиза, определяющая поддельность одной подписи, стоит 15 тыс. руб.) - 5% или меньше 1%? Таких неравнодушных москвичей очень мало, а в основном люди инертны и не готовы самостоятельно отстаивать свои права».
Борьба одиночек
«Если в доме находится десяток неравнодушных собственников, то им приходится тащить всё на себе. И не только с организационной точки зрения, - продолжает А. Инютин. - Они выкладывают свои деньги за решение проблем, которые касаются каждого жильца. Потому что, когда дело доходит до платы графологу, юристу, судебных затрат, соседи обычно прячут глаза и говорят: «Давайте мы внесём свою долю, когда вы выиграете суд». При этом даже выигрыш иска не гарантирует того, что благодарные соседи разделят с инициативной группой денежные издержки. Тут же возникает куча отговорок, и это самое грустное.
Так что инициативной группе надо рассчитывать только на свои силы и деньги. Надеяться, что вам помогут прокуроры, налоговая инспекция и полиция, не стоит - председатели липовых товариществ в массовом порядке договариваются с надзорными органами об их «слепоте» с помощью постоянных пожертвований».
Кстати, мошенники готовы не только на взятки, но и на расправу с теми, кто идёт против них. Совсем недавно проверка ТСЖ «Бибирево-3» закончилась госпитализацией инспектора жилищного надзора СВАО Валентина Киселёва. Двое заинтересованных граждан попросили изменить результаты инспекции (которая показала, что товарищество липовое, создано в интересах определённой управляющей компании и подлежит ликвидации). Когда В. Киселёв отказался, его жестоко избили. «Для нас нет никаких сомнений, что это напрямую связано с его профессиональной деятельностью, - заявил «АиФ» Алексей Сенченко, пресс-секретарь Мосжилинспекции. - Уже подано заявление об избиении в отдел полиции района Свиблово, а лже-ТСЖ будет ликвидировано в самые кратчайшие сроки».
Полгода - только на сбор соседей
Российское законодательство, как это ни удивительно, играет на руку мошенникам. Захватить документы и печать правления, подделать результаты общих собраний - дело пары дней. Но если вы хотите изгнать нелегитимное правление законными методами, а не взломом сейфа с документами и обычным мордобоем, то придётся потратить как минимум год. «
Смотрите также |
Лучшие и худшие московские ДЕЗы. ПОЛНЫЙ СПИСОК >>> |
Многие москвичи уверены, что достаточно собраться в подъезде, написать на листе «избираем нового председателя и других членов правления» и поставить свои подписи, - объясняет А. Инютин. - Но такую филькину грамоту у вас нигде не примут. Легальная процедура созыва общего собрания нелегка и громоздка (как говорится, проще повеситься). Сначала надо подготовить пачку документов (например, взять действуюший устав ТСЖ, написать все поправки, по почте отправить всем собственникам жилья уведомления (минимум за 30 дней). С первого раза ничего не получится, особенно если ещё не закончился дачный сезон. Значит, надо заново отправлять уведомления. В общем, полгода у вас уйдёт на подготовку к собранию, а потом ещё полгода на оформление документов».
Как вы понимаете, все эти «танцы с бубном» не просто уменьшают желание москвичей принимать участие в управлении домом, но вызывают чуть ли не категорическое неприятие всего, что связано с деятельностью товарищества. «Оставьте меня в покое, лучше я буду переплачивать за ЖКУ, чем бороться с мошенниками, которые кладут себе в карманы общедомовые деньги», - такой позиции придерживаются многие горожане, у которых в домах идёт борьба за власть внутри ТСЖ. Пускай председатель кладёт в карман плату за аренду нежилых помещений и парковки, бюджетную субсидию, деньги на ремонт коммуникаций, пускай он заключает невыгодный жильцам договор с управляющей компанией, главное - не дёргайте меня со своими судебными исками и собраниями.
Было бы нечестно утверждать, что ТСЖ - единственная форма объединения жильцов, которая с таким трудом приживается на московской земле. С ЖСК (жилищно-строительными кооперативами) связано не меньше коррупционных схем и рейдерских захватов. «В 1997-2006 гг. в нашем кооперативе «Жулебино-7» не было ни одного общего собрания собственников, - говорит москвич Владислав Жабин. - С 2006 г. изредка проходят заочные собрания, на которых утверждают не сметы доходов и расходов, а только планы на текущий год, т. е. финансово-хозяйственная деятельность кооператива для жильцов является тайной. Помощи от чиновников я не дождался. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и префектура ограничились формальными отписками, а окружная инспекция жилищного надзора отправила моё заявление в полицию, которая не имеет права проверять, сколько денег получает кооператив и как их тратит. Неужели исполнительная власть бессильна перед правлением нашего ЖСК? Может быть, нужно принять новый Жилищный кодекс, чтобы коммунальная реформа не тормозилась?»
Как говорят юристы, самые замечательные законы не будут работать, если все (и чиновники, и объединения собственников жилья, и надзорные органы) не будут беспрекословно их исполнять. Но это так же трудно, как собрать жильцов 10 подъездов на общее собрание.