С 2011 г. столичные власти взялись наводить порядок в уличной торговле. К концу 2012 г. количество палаток и ларьков сократилось с 20 тыс. до 8500, а в начале нынешнего года их осталось уже 7700. Одновременно отрабатывали новую модель уличной торговли. И теперь эксперимент, который проводился в Центральном административном округе, признали успешным. Это значит, что вскоре современные удобные павильоны появятся по всей столице. Они и выглядеть будут иначе, и торговать в них станут по-другому.
Для города
Пока ликвидировали ларьки-нарушители, Москомархитектура успела разработать варианты, которые органично вписываются в облик города. Москва меняет его, приближаясь к уровню мировых столиц. И новые торговые павильоны - ещё один шаг в этом направлении.
Префектуры мониторят ситуацию, определяя, в каких местах есть потребность в нестационарных торговых точках, и на этом основании корректируют схемы размещения киосков. Но ставят их обязательно так, чтобы не мешали ни потоку пешеходов, ни подъезду автомобилей.
Кроме того, киоски останутся в подземных переходах «Гормоста» и метрополитена. У метро (в границах 50-метровой зоны от выходов) можно устанавливать ларьки «Мороженое», где допускается и дополнительный перечень товаров - вода, соки.
Для жителей
Торговые точки в шаговой доступности останутся. И одновременно с этим появится уверенность в их безопасности. Правила стали едиными для всех, а в договорах с предпринимателями прописываются жёсткие требования к соблюдению санитарных норм, трудового законодательства и правил торговли алкогольной и табачной продукцией.
Арендаторы обязаны использовать только ту площадь, которую взяли в аренду. Никаких ящиков на табуретках, в которых на солнцепёке лежат продукты, рядом с палаткой уже не будет. Да и сами торговые павильоны можно использовать только по заявленной специализации, то есть в «Мороженом» сигареты в продаже не появятся.
Для бизнеса
Единые стандарты уличной торговли создают равные условия для всех предпринимателей. Если раньше существовали теневые посредники - владельцы палаток, контролировавшие большую часть торговых точек, то теперь павильоны предоставляют предпринимателям по итогам открытых торгов на городской электронной площадке, в которых может принять участие любой желающий. Первые торги состоялись в мае.
«Среди предпринимателей именно такой формат торговли стал максимально востребованным, - считает Алексей Немерюк, глава Департамента торговли и услуг Москвы. - Стартовые цены были превышены в 2,5 раза, а число желающих арендовать киоск доходило до 6 на 1 объект».
«Самая высокая конкуренция сложилась по киоску «Мороженое» у метро «Баррикадная», - дополняет Геннадий Дёгтев, руководитель Департамента по конкурентной политике. - Его итоговая стоимость превысила стартовую на 830% и составила 297,6 тыс. рублей».
Другое важное нововведение - запрет на передачу киосков в субаренду, а значит, торговать в них смогут не только посредники, но и производители продуктов, для которых раньше этот сегмент торговли был недоступен.
Предпринимателю удобно получить готовый, полностью укомплектованный оборудованием и подключённый к инженерным коммуникациям киоск. Это приличная экономия «на входе». А ещё ему важна стабильность и возможность долгосрочного планирования бизнеса - договор с городом заключается на 5 лет. Можно не волноваться.