Какие здания изменятся первыми? Рассказывает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Сколько этажей строить?
- Сергей Олегович, новый Генеральный план развития Москвы должны принять во второй половине будущего года. Чем он будет отличаться от предыдущего?
- Я бы уточнил. Он будет отличаться от всех предыдущих генпланов, причём принципиально. Мы давно говорим о практике мастер-планирования, на которую сейчас перешло большинство городов. Если придерживаться её, то получается более обобщённый документ - он показывает рамки и направления развития. Нужно честно сказать: ни один из генпланов Москвы так и не был полностью реализован - все они реализовывались частично. То, что происходит сегодня, ещё несколько лет назад спрогнозировать было очень тяжело. Планировать всерьёз какие-то общие тенденции типа высоты застройки, материалов или цвета домов невозможно.
- Цвет и материалы - это детали. Но высотность - серьёзный фактор, который определяет облик города и волнует всех москвичей.
- Город застраивается плотно. Транспортная система активно развивается. В местах, где будут создаваться транспортно-пересадочные узлы, резонно ожидать появления высотной застройки. Сегодня это тенденция и общепринятая мировая практика.
Попытка нарисовать город на 20-30 лет - утопия. Хотя понимание, куда вести инфраструктуру, необходимо. Именно с таких позиций мы сейчас готовим новый генплан. Жизнь современного города - это жизнь проектами.
Какие проекты станут лицом столицы?
- Какие из уже придуманных архитектурных концепций будут определять лицо Москвы?
- Большой комплексный проект реки, который сейчас разрабатывается и который мэр Москвы Сергей Собянин представил на Урбанфоруме-2015. На мой взгляд, он самый перспективный, потому что в нём гигантский потенциал и по развитию общественного пространства, и по капитализации прилегающей территории. Там скрыт большой ресурс в силу того, что так долго река была не на первых ролях.
Другие идеи не такие масштабные - кроме, конечно, проекта развития новых территорий. Но это, на мой взгляд, прогнозировать сложнее, чем реку, - там большее количество неизвестных, да и сама территория огромная.
Из отдельных проектов я бы выделил парк «Зарядье», Лужники, ЗиЛ, музейные проекты: преобразование ГЭС-2 в многофункциональный комплекс, реконструкцию Пушкинского музея, строительство нового комплекса Государственного центра современного искусства. Увидеть и оценить их, думаю, можно будет в 2017 г., поскольку многие делаются к чемпионату мира по футболу 2018 г., а другие просто совпадают по времени ввода в эксплуатацию.
- Так что будет вокруг Москвы-реки?
- В 2014-м прошёл конкурс. Выиграло его архитектурное бюро «Проект Меганом». Оно представило концепцию развития реки. И теперь на её основе будут делаться отдельные проекты. Территория, тяготеющая к реке, огромна - больше 10 тыс. га, только протяжённость набережных - 200 км с лишним. Это расстояние от Москвы до Владимира. Многое уже делается. Вы знаете, как изменилась территория в районе Дома художников на Крымском Валу или набережная в парке Горького. Есть более затратные участки, где работы займут больше времени. К примеру, территория ЗИЛа, в которую входит большой район реки - от Симоновской набережной до шлюза в районе Южного порта. Но думаю, что преображение в этом месте - уже не очень далёкое будущее. Или Лужники - там работы уже идут. Это можно назвать проектами первой очереди развития Москвы-реки.
А вообще концепция очень многокомпонентная - и архитектура, и транспорт, и экология, и сам вид реки новый... Главная цель - раскрыть доступ к воде. Просто физически открыть его. Чтобы люди могли видеть воду, двигаться вдоль воды, находиться у воды.
Для чего промзоны?
- Насколько реальна идея облагородить все заброшенные территории, развивая таким образом общественные пространства?
- Что считать заброшенными территориями? Есть территории промзон, уже подлежащие развитию, с разработанными проектами застройки. Но есть и зелёные территории, которые тоже можно назвать заброшенными, потому что они довольно дикие, что особенно касается Новой Москвы. Это тоже в перспективе большой блок общественных пространств, которые могли бы стать магнитом для притяжения людей из центра. Там можно развивать туризм выходного дня - с гостиницами, развлечениями, вариантами спортивного досуга. Катание на велосипедах и роликах летом, на лыжах и санях - зимой. Да массу всего можно придумать! То есть промзоны - это скорее территории для некой застройки, а зелёные заброшенные зоны - скорее не для застройки, а для развития зон отдыха.
В любом случае город - сложная структура, ею нельзя управлять просто. Каждый вопрос требует анализа и индивидуальных решений.
На чем поедем в будущем?
Москва столько делает для разрешения транспортных проблем, но хорошо бы подумать и про «экологическую составляющую» этого вопроса!
О. Носова
Отвечает Александр Шумский, руководитель экспертного центра «Пробок. нет»:
- Мне кажется, что в ближайшие годы в столице выстроится такая система приоритетов: для коротких расстояний - самокат (уже сейчас народ всех возрастов передвигается на нём с удовольствием), для средних дистанций - велосипед (число поклонников этого вида транспорта вырастет не меньше чем в 5 раз в самом ближайшем будущем). Ну а для дальних поездок москвичи будут выбирать между такси и каршерингом (краткосрочной арендой).
Ставка на максимальную экологичность будет делаться и при развитии общественного транспорта. Это трамвай (самый быстрый и удобный вид передвижения после метро) и троллейбус. Причём я уверен, что нужно не модернизировать существующую контактную сеть, а сразу перейти к модели, когда транспорт заряжается на остановках. Это позволит убрать провода с улиц и сделает троллейбус намного свободнее в передвижениях, ведь он сможет легко объехать пробку или место ДТП.
Где будем отдыхать?
Это правда, что московские зелёные зоны будут кардинально переделаны? Но что там можно нового придумать? В парках и так много спортивных площадок, велосипедных и пешеходных дорожек...
О. Кипелова
Отвечает Илья Мочалов, первый вице-президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России:
- За последние пять лет в столице наступил самый настоящий ландшафтный ренессанс - потому что парки, которые представляли собой настоящие авгиевы конюшни, были вычищены и благоустроены. Но это лишь начало. Парковое пространство сегодня - это не только место, где горожанин может стать ближе к природе, но и пространство искусства, культуры. Получив эту роль, оно зажило абсолютно новой жизнью.
Москвичам надо предложить разные варианты отдыха на территории всего города. Задача на ближайшие годы, на мой взгляд, заключается в том, чтобы заняться точечной проработкой парков, бульваров, скверов, зелёных зон. Их надо наполнить содержанием, а это работа не по шаблону, а авторская. Я уверен, что московские территории отдыха в будущем должны отвечать нескольким критериям.
А именно, быть удобными (под этим подразумевается безопасность, хорошее освещение, наличие комфортной уличной мебели, общественных туалетов, точек питания). Другой критерий - привязка к местности, особенно если это не новый зелёный уголок, а со своей давней историей. (Интересное прошлое есть не только у парка Горького, но и у долины реки Чермянка в Свиблове.) К тому же территория обязана быть красивой. Причём не только зрительно. У нас ведь есть ещё слух, обоняние и осязание. И последний, самый важный пункт - это экологичность зон. Это может означать сбор и фильтрацию дождевой воды, посадку разнотравных, злаковых газонов, множество других нововведений.
Ну а лучшим индикатором качества выполненных работ станет посещаемость места. Ведь люди голосуют ногами, заставить их ходить в скучный парк невозможно.