Иосиф Виссарионович был человек мудрый. Он прекрасно понимал: правитель остаётся в памяти потомков не столько поступками, сколько произведениями искусства. Сталин привечал деятелей культуры - писателей, актёров, режиссёров. И архитекторов. Монументальная пропаганда - памятники, здания и т. п. - посильнее прочих будет.
Муж принцессы
Народный архитектор СССР, лауреат Сталинской премии, один из основоположников сталинской архитектуры Борис Иофан лично встречался со Сталиным 14 (!) раз. Но биографию имел, по советским меркам, сомнительную. Сын бедного еврея-швейцара из Одессы, в 11 лет поступил в художественное училище, начинал в Питере подмастерьем у брата-архитектора Дмитрия. Обучался в 1914-1916 гг. в Италии, в Высшем институте изящных искусств (папа-швейцар скопил-таки денег на образование одарённого Бориса). А комнату снимал в доме итальянской герцогини Ольги Сассо-Руффо, которая по матери (Наталье Мещерской) была ещё и княжной. Так вот, герцогиня-княжна приехала в Италию из России ради слабого здоровьем младшего сына и - выбрала следующим спутником жизни... своего квартиранта Иофана. Брак был прочным: дети Ольги обожали усыновившего их отчима, а сама она влюбилась в Советскую Россию, вступила в партию большевиков, вслед за собой потянув и мужа. В 1924-м Иофану предложили построить здание посольства СССР в Риме - по личной рекомендации председателя Совнаркома А. И. Рыкова, который приехал в Италию подлечиться после инфаркта. Затем молодого профессора архитектуры пригласили вернуться в Советскую Россию. В 1926-м «принцесса донна Ольга герцогиня Руффо» целовала землю и плакала... «Косточки всех моих предков, наверно, переворачиваются», - признавалась «советская принцесса».

Месть Берии
ИмяАлабяна Каро Семёновича, талантливого зодчего 1930-1950-х гг., увековечено в названии одной из улиц столицы. А творчество его прежде всего связано с «Ленинградкой»: площадь-«развилка», многочисленные жилые кварталы, здание Гидропроекта в месте раздвоения проспекта на Волоколамское и Ленинградское шоссе. Но и грандиозный Театр Красной (теперь - Российской) армии в форме звезды на Суворовской пл., д. 2, - дело его рук.
Были у Алабяна и другие масштабные проекты - он руководил планом восстановления Сталинграда после войны. Стал автором павильона Армении на ВДНХ, здания станции метро «Краснопресненская» и был назначен одним из руководителей проекта восьми сталинских высоток, «горизонтальных небоскрёбов» (построили семь, а на месте восьмой, в Зарядье, выросла гостиница «Россия»). Это назначение сыграло роковую роль в судьбе талантливого красавца Алабяна, счастливого супруга звезды советского кино Людмилы Целиковской (актриса признавалась, что из всех спутников жизни сильнее других любила Каро, прожила с ним девять лет и родила единственного сына Александра).
Каро Алабян был ещё и пламенным партийцем, активным общественным деятелем. С 1917 г. - в партии большевиков. Это спасло в итоге Алабяну жизнь. На одном из обсуждений во главе с Берия плана строительства высоток Алабян посмел ему возразить. Лаврентий Павлович требовал, чтобы проекты высоток были «экономичными», а архитектор доказывал, что технологически сложные стройки не могут быть экономичными никогда. Берия буркнул: «Не могут? Будут!» Алабян был вскоре исключён из числа проектировщиков и снят со всех постов. Вот тут-то и сыграло роль его боевое революционное прошлое: когда-то он спас жизнь Микояну, тот даже считал себя по кавказской традиции кровным братом Каро Семёновича. Микоян срочно отправил «брата» в Армению. Умер Каро Семёнович в 1959-м от рака лёгких.
В память о войне
Поклонная гора, парк Победы (ул. Братьев Фонченко, д. 7) давно стали священным местом для горожан и гостей столицы. Автору многих идей проекта парка Победы Льву Голубовскому нынешней весной исполнилось бы 100 лет. Над проектом парка он начал думать ещё во время Великой Отечественной войны, а работал над ним более 30 лет - вплоть до своего ухода из жизни в 1974-м. «На Первую мировую я провожал отца, на Вторую в 41-м - он меня», - вспоминал Лев Григорьевич. На фронте он защищал Ленинград, «дорогу жизни» к северной столице.
Впервые два конкурса на «победный» проект были проведены в столице ещё в 1942 г., причём один из памятников уже тогда планировалось установить... в Германии! В итоге гранитные плиты из-под Берлина, предназначавшиеся для германского монумента, были привезены в Москву и использованы для облицовки цоколей домов на ул. Горького (нынешней Тверской).
Лучшим же памятником Голубовского многие считают «нестоличный», установленный в Минусинске: длинная-длинная скамья, а на ней - мать, одна, потерявшая на фронтах Отечественной девять сыновей...
В Москве им спроектированы жилой квартал в Кунцеве - там, где заканчивается Кутузовский проспект, - и кинотеатр «Минск». Но столица 1970-х его не вдохновляла. Он считал, что новый её облик, оригинальный и отражающий время, так и не сложился. И мечтал, что когда-нибудь в ней появятся «авторские» дома, подобно домам Баженова, Мельникова, Казакова. «Дома Голубовского» в столице нет. Зато есть парк Победы и дома знаменитых на весь мир зодчих нового поколения. Но о них - в следующих номерах «АиФ».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть