Федеральные власти решились выделить средства на проведение реставрации дома архитектора Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке. Здание уже не первый год находится под угрозой разрушения и до сих пор не ремонтировалось из-за сложного правового статуса объекта. Согласно информации Мосгорстройнадзора работы по восстановлению уникального памятника начнутся в 2014 году. Но вопрос сохранения наследия архитектора на этом едва ли можно считать закрытым. «АиФ.ru» вспомнил историю еще трех мельниковских памятников, находящихся под угрозой.
Контора Ново-сухаревского рынка
Большой Сухаревский переулок, дом 9
В дореволюционные годы площадь стихийного рынка вблизи Сухаревской площади достигала четырех гектаров. Советская власть с самого начала собиралась ликвидировать беспорядочную торговлю, но попытки оказывались тщетны: мешало то настойчивое желание самих красноармейцев сбывать товар, то объявленный курс НЭПа. В результате к 1924 году рыночную площадь решили просто упорядочить. Под создание торговых рядов отвели пустырь между Большим Сухаревским переулком, Садовым кольцом и Трубной улицей. Первый проект составило управление Московского коммунального хозяйства, а в 1925 году его скорректировал Константин Мельников. Архитектор предложил выставить несколько рядов деревянных блоков-ларьков, которые сходились лучами вокруг главной площади со зданием конторы. Задумка удалась: уже через год на Сухаревке работали 1647 платок, которые на несколько дней могли арендовать частные торговцы. В центре выросло трехэтажное здание-лесенка, отведенное под административную часть.
В небольшом кирпичном павильоне можно рассмотреть две отличительные приметы ранних конструктивистских зданий: круглые окна и террасу на крыше, где в погожие летние дни должны были прогуливаться служащие. Павильон увенчан своеобразной пилообразной крышей, которая подчеркивает попеременную высоту трех секций здания. Мельников пытался реализовать эту концепцию в проектах по строительству Дворца труда, здания наркомата тяжелой промышленности и типовых рабочих домов. Но ни один из них не воплотили в жизнь.
Мельниковскому рынку не повезло: уже к 1930 году власти решили отказаться от частной торговли и ликвидировать недавние постройки. В здание конторы переехала автомеханическая база. В 1990-х годах дом получил статус объекта культурного наследия, но так и не был отреставрирован. Сейчас помещения в Большом Сухаревском сдаются в аренду.
Клуб завода «Каучук»
Плющиха 64
1927 год для Константина Мельникова оказался довольно продуктивным. Архитектор взялся не только за строительство собственного дома в Кривоарбатском переулке, но и за шесть рабочих клубных комплексов для фабрик «Буревестник» в Сокольниках, фарфорового цеха в Дулеве, Дорогомиловского химпредприятия, парфюмерного комплекса «Свобода», союза коммунальщиков на Стромынке и завода «Каучук» на Плющихе. Больше всего повезло первому — несколько лет назад здание было полностью отреставрировано и передано под спортивный клуб. Трагичнее всего складывается судьба последнего, круглого четырехэтажного здания с дворцовой лестницей и балконом. С момента официального открытия в 1929 году дом культуры ни разу не реставрировался. После развала рабочих клубов помещение до своего переезда в сад «Эрмитаж» занимал театр «Сфера», а теперь делят между собой арт-центр, караоке-клуб, детский театр и ресторан китайской кухни. О существовании самих химиков с завода «Каучук» москвичам теперь напоминает лишь сохранившейся во время жилой застройки фасад одного из корпусов на улице Усачева.
Клуб коммунальщиков
Стромынка, 6
Создавая рабочие клубы, Константин Мельников стремился разработать типовое социальное пространство, которое всякий раз создается по уникальному проекту. Дом культуры имени И. В. Русакова, построенный в 1929 году по заказу Союза коммунальщиков — яркий пример. Несмотря на внешний размах в рабочем клубе для сотрудников трамвайного депо всего два этажа. На первом — служебные помещения, на втором — концертный зал. В трех нависших над тротуаром выступах находятся трибуны. По задумке Мельникова отсеки можно использовать как дополнительные места для зрителей во время концертов и отдельные огораживаемые лектории.
Благодаря дополнительным помещениям вместимость зала-конструктора варьируется от 250 до 1300 человек. Подняться в консоли можно по обычным ступенькам или винтовой лестнице, которая установлена за сценой и выделяется в виде острой башни на заднем фасаде здания. В отличие от многих исторических объектов клуб до сих пор сохранил свое первоначальное цветовое оформление — красная кирпичная стена сочетается с белой и серой штукатуркой фасада.
С момента открытия здание ни разу не реставрировалось. Ситуация должна изменится в ближайшем будущем: помещение передали театру Романа Виктюка, который должен привести клуб в аутентичное состояние.