1 сентября в этом году станет 2-м - именно в этот день, в понедельник, начнётся новый учебный год. Но ремонт во всех московских школах и других учреждениях образования закончился неделей раньше - 25 августа.
Чтобы материально-техническая база системы образования крепла, в этом году выделили более 19,7 млрд рублей. Из них 2,87 бюджетных миллиардов передали префектурам административных округов Москвы на благоустройство 509 школьных территорий. Что получилось, «АиФ» увидел собственными глазами.
Департамент образования г. Москвы - одна из самых интерактивных структур столичного правительства. Руководители и служба финансового контроля департамента сами контролируют сроки и качество работ, а на сайте есть раздел, куда каждый день обращаются москвичи со своими предложениями о том, как ещё лучше подготовить образовательные учреждения к новому учебному году. «Сегодня мы говорим о московском качестве ремонта», - считает Сергей Михайлов, начальник дирекции Департамента образования г. Москвы.
Экономить для... премии
Там, где «всем миром» вместе контролируют, считают, обсуждают и экономят, школы становятся настоящим вторым домом для ребят.
Вот 627-я школа на Дубининской улице. Заходишь за ограду, а перед тобой сад, где в зелени притаился настоящий танк. Невольно уточняешь: «Это школа?» «Школа, школа! Танк - часть нашего музея боевой славы», - успокаивает директор Людмила Павлюченко.
Людмила Васильевна показывает свои владения и признаётся, что из-за ремонта этим летом даже не смогла уйти в отпуск: «Меняли кровлю, вот здесь у нас был линолеум - положили плитку. «Проходимость» большая, порядка 900 ребят в день, а то и больше!»
Школе № 627 выделили на ремонт 12 млн рублей, ведь работать подрядчикам надо было сразу в трёх зданиях. А ещё дали субсидию 3,38 млн, поскольку наши герои попали в топ-лист 400 лучших школ столицы. Людмила Васильевна с нетерпением ждала выхода нового рейтинга: у неё есть все основания надеяться, что в четырёх сотнях лучших они останутся, потому что и успехов у школы немало.
Смотрим свежие, отремонтированные классы. Никакой масляной краски по «завету» СанПиНа, только водоэмульсионка. По той же причине некоторые деревянные двери заменили металлические, а кухня пищеблока полностью оделась в кафель. Теперь её легко дезинфицировать дважды в день. Поменяли и светильники - новые экономичнее на 25%.
«В прошлом году на свете и тепле мы сэкономили 700 тысяч рублей, - делится Людмила Васильевна, - ими поощрили наших педагогов». Другая Людмила, Мясникова, председатель ЭКС родительской общественности при департаменте, рассказала, что замечание было едва ли не одно: школа хотела облицевать плиткой всю столовую, но это сочли дорогим и нецелесообразным.
Стратегия тратить
А директор школы благодарит управляющий совет и его председателя, по счастливой случайности - заслуженного строителя России Николая Матвеева. Когда-то его двое сыновей учились в этой школе, а теперь он помогал вести переговоры с подрядчиком и устранять недочёты. У него, говорит Людмила Васильевна, они все многому научились.
«Раньше нам приходилось думать, как выбить денег на ремонт, - рассказывает она, - теперь приходится выстраивать систему приоритетов, смотреть на несколько лет вперёд. У нас стало больше прав, но и ответственность колоссальная. Мы научились считать и контролировать работы, разбираться в их качестве, следить за регламентом выполнения, экономить. И, конечно, занимались самообразованием. Вместе с другими директорами школ нашего округа хотим создать некий совет, где будем обмениваться опытом по ремонту, учиться эффективно составлять сметы и т. д. Сейчас это стало особенно нужно».
«Сегодня московские школы - хозяева своих денег и планов, - убеждён Михаил Мокринский, начальник Центрального окружного управления образования. - Они не просто делают текущий ремонт, они видят свои нужды системно, стратегически, строят своё будущее. В бытность директором интерната, а потом школы, лицея я в первую очередь очень хорошо отремонтировал туалеты. Ведь это очень важно: именно по туалетам у учеников складывается впечатление и отношение ко всей школе, к себе в ней. Они вместе с классами, общественными помещениями (и внутри школы и вокруг неё), столовой формируют планку некоего цивилизованного уровня окружающей среды. И именно в этой среде будут расти наши дети, именно она будет влиять на их культурное и эстетическое восприятие мира».
Кстати, в школе № 627 с туалетами всё в порядке - проверяли!
Праздник каждую неделю
Школа № 30 в 1-м переулке Тружеников - особая, коррекционная. Здесь учатся ребята в основном с задержкой умственного развития, часто тяжёлых форм. Поэтому здесь и педагоги особые, и ремонт.
Само здание - практически историческое, появилось в 1935 г. Здесь учатся 130 детей. А ещё шестеро малышей - в детском саду, который находится прямо напротив, в здании позапрошлого века. И то и другое - с иголочки, хотя не все помещения отремонтированы в этом году. Просто здесь умеют «беречь ремонт».
Малыши много времени проводят на свежем воздухе. Детская площадка здесь - с антитравматическим покрытием: эта ребятня падает часто, но остаётся цела-невредима.
Часть старинного здания - это просто дом. Здесь с ребятами ведут занятия по социально-бытовой ориентировке, учат тем вещам, которые обычным людям кажутся совсем обыденными и естественными. Но для этих школьников они непросты: как включить телевизор и музыкальный центр? Как помыть посуду? Как заправить постель? Этому, конечно, их учат и дома, а здесь - закрепляют. И наоборот.
Участие родителей здесь едва ли не в разы больше, чем в обычных школах. Есть даже творческая мастерская, она полна кукол-марионеток, костюмов, декораций - готовить спектакли для своих ребятишек у родителей давно стало традицией. Зал пластики и танцев, спортивный зал - ими гордилась бы любая школа. «Здесь у нас проходят праздники, - рассказывает директор Людмила Рыжих, - а праздники дети любят. Поэтому они у нас каждую неделю».
Нинель Гусарова, член родительского комитета и зам. председателя общества инвалидов района «Хамовники», называет себя ещё и волонтёром. С ней, как и с другими родителями, школа советуется и по поводу цвета стен, и по поводу деталей интерьера и т. д. «Ведь мы, родители, можем знать о своих детях больше. Надо, чтобы у ребёнка не вызывало что-то агрессии или неудобства, а какая-то деталь поднимала настроение», - рассказывает она.
Без родителей - никуда!
Своим «ремонтным опытом» с нами поделились и директора других столичных школ.
«Наша школа полностью готова к новому учебному году. Оборудование поставлялось в течение всего года за счёт средств федерального бюджета, поскольку наше заведение было поставлено на капитальный ремонт 2 года назад, - рассказывает Алла Юрова, директор СОШ № 752, - то же касается и информационных технологий. На сегодня практически каждый класс снабжён смартдосками и макбуками, что очень облегчает задачу учителей. Что касается ремонта, администрация полностью довольна работой подрядчиков. В отличие от прошлого года, когда строителей приходилось переубеждать, поправлять, этим летом мы нашли общий язык. Конечно, большую роль сыграли родители и члены управляющих советов. Без них никак! Наши мамы и папы ежегодно принимают активное участие в приёмке ремонта, выборе подрядчиков и стилистики помещений. Именно благодаря родителям мне в этом году удалось совладать с прорабом, который просил неимоверную предоплату!»
«Школа, которой я руковожу, - признаётся Ирина Патрикеева, директор СОШ № 753 на улице Грекова, - находится в районе сноса ветхого жилья. За 35 лет наше здание ни разу капитально не ремонтировали. В 2011 году мы решили полностью отремонтировать учебное заведение и сделать это в два этапа. Я отношусь к разряду тех руководителей, которые не привыкли жаловаться на подрядчиков. Прежде чем этим летом мастера взялись за дело, я предупредила: мы умеем считать и просим выполнять работу честно. Всё время работники школы принимали активное участие в ремонте. Мы отнеслись к делу не только как к возможности заменить трубы, двери и окна, но и постарались создать неповторимый образ школы. Ещё до начала перестроек наша творческая группа создала дизайн-проект. Наш учитель физики создала прекрасные тематические панно, а родители учеников - наши верные помощники и судьи. На первом этапе ремонта они помогли определить болевые точки. В 2011 году, когда я только-только взяла эту школу, туалеты были просто невыносимыми. Первое, что мы сделали, - отремонтировали их быстро и за минимум средств. Пришлось, конечно, повоевать с подрядчиками, которые всеми силами старались убедить, что ничего у нас не выйдет. Оказалось, денег, которые были рассчитаны на замену одного туалета, нам хватило на четыре! Вот так и живём: воюем, экономим и трудимся во благо комфорта учеников!»
Ремонты сделаны. Надо думать о новых. И пусть всем школьникам будет хорошо и уютно в своих школах, по которым они успели соскучиться за лето.