«Я приволок два прилавка в предбанник книжного магазина, где работал грузчиком, и стал торговать восточными бубенчиками. Пришел директор и очень удивился. Но не выгнал меня». Так началась предпринимательская карьера 14-летнего москвича Никиты Шавельзона. Сейчас у него за спиной 13 лет работы, обувной бизнес и желание открыть в Москве математический музей.
Самое страшное — отсутствие костюма!
«Я до сих пор очень благодарен людям, которые в том магазине работали. Они, не скрывая ничего, учили меня основам бизнеса. Антиквары, любители искусства, писатели — все они постоянно собирались у уникального книжного на Большой Никитской. Это и был мой университет».
К слову, Никита школу закончил с грехом пополам. Решение жить отдельно и самостоятельно пришло ему рано. «Мне все время хотелось есть и спать, потому что вечерам разботал грузчиком на книжном складе, а днем торговал восточными товарами». Не зря. Присмотрелся повнимательней и нашел, что в книжном мире есть одна незаполненная ниша — никто целенаправленно не собирал большинство музыкальных издательств в одно предложение. Он составил прайс, куда вошло около 20 тысяч наименований и пошел с этими бумагами в магазины.
«Мне не было 18 лет. Пришлось оформлять первую фирму на другого человека. Но это не самое страшное. Главное — у меня не было костюма! Ну, представьте, чтобы к директору книжного магазина пришел подросток в рваных джинсах и футболке? Сначала многие отказывали, да, а потом, когда количество точек перевалило за 50 чаще стали подписывать со мной договор на поставку нот». Это, по словам Никиты, было выгодно всем — производители из отдаленных регионов не могли себе позволить представительтсво в центре страны, они соглашались за небольшую скидку отдавать ему свою продукцию, а он продвигал её в магазины, его вознаграждение — чаще всего составляла та самая скидка за услуги.
«Старался зарабатывать не на покупателе, а на производителе», — до сих пор гордится Никита. Когда бизнес принял довольно крупные обороты одно из издательств решило отобрать сделанную сеть сбыта. «Одно из издательств неожиданно решило расторгнуть контракт и потребовало вернуть деньги. К такому повороту я не был готов и предложил подождать. Меня немного помяли. После этого я решил — никогда больше не буду торговать чужим. Только своим».
Так появилось издательство «Золотое руно», которое выпустило десятки нотных сборников. Если у вас ребёнок учится в музыкальной школе и у него специальный дневник, знайте, его впервые в России широко выпустил Никита Шавельзон. Он сам в детстве учился играть на скрипке и стремился сделать то, чего не хватало ему. «20 тысяч первых дневников были раскуплены за 2 недели», — вспоминает он. Все годы работы он так и не нажил миллионов. В музыкальной сфере это практически не возможно. Недавно он издательство закрыл. Часть оставшихся книг собирается развести по музыкальным школам бесплатно.
Советское, значит, лучшее.
Новым интересным делом стала обувь, сшитая по заказу. И так развитая в книжном магазине любовь к прошлому, к забытому, приобрела неожиданные черты. Никита влюбился в людей советского образца, в тех, от кого сейчас принято избавляться и считать обузой новой экономики. «Они лучше нас, молодых. Организованней, системней, что ли. Сказано - в 7 утра должно быть, значит будет в 7 утра. Профессионалы!» Благодаря им и предпринимательской жилке Никиты уже несколько лет как известные, так и простые люди, отдают деньги не итальянским обувщикам, а своим, доморощенным. «Я видел людей, которые танцевали и радовались как дети, когда примеряли ботинки, сшитые под их сложные ноги. В обычной обуви им каждый шаг давался с трудом». Сейчас бизнес уже может работать без него, надо только контролировать качество и бухгалтерию. И Никиту опять потянуло в новое дело. В популяризацию математики.
«Сейчас я исполнительный директор Фонда "Математические этюды", занимающегося образовательными программами. Например, мы сделали сайт в интернете с одноименным названием, где читатели могут найти фильмы про решённые и нерешённые математические задачи. Это очень увлекательно! Не случайно же в России живут гении математики». Кроме этого в планах создание музея. Как? Ведь главное в экспозиции - то, что можно посмотреть, потрогать, увидеть результат взаимодействия, как в химических и физических опытах. А математика - это лишь цифры: «Все знают про теорему Пифагора. Оказывается, её можно доказать с помощью головоломки-пазла. И когда школьник один раз соберет такой пазл, то уже никогда не забудет теорему», - убежден Никита.
Сам 27 летний бизнесмен всем тем, кто пытается достичь успеха, советует: «Нужно, чтобы ты был сам рад тому, что делаешь, чтобы не стыдно было любому сказать о том, что это – ты сделал!»