Парк для вредителя?
Такое письмо мы получили от читателей из посёлка, расположенного у Сколковского шоссе, и решили снова проинспектировать «зелёный пояс» вокруг столицы. (См. материал «Короед, обед!» в № 22 за 2013 г.) А узнав, что в «Мещерском» до сих пор убирают деревья, повреждённые ледяным дождём в декабре 2010 г. (!), редакция отправила официальный запрос Роману Абрамовичу (именно его интересы представляет компания, арендовавшая в 2008 г. 397 гектаров бывшего Баковского лесопарка). Может быть, экс-губернатор Чукотки и не знает, что делают с его «зелёными инвестициями» вредители?
А их и правда в парке хватает! «В начале года у нас было около 150 деревьев, заселённых короедом, на сегодняшний день остались неубранными примерно 50 стволов, - говорит Наталья Стукалова, гендиректор компании «Эко Вест». - По условиям договора мы обязаны ухаживать за лесом. Учитывая тотальную эпидемию короеда по всей области, за елями мы следим особенно тщательно. Каждый год составляется карта короедников под санитарную рубку, которую утверждает областной Комитет лесного хозяйства. А вот если обнаруживается новый очаг (которого нет на карте), мы не имеем права сразу же его ликвидировать. Нужно вызвать специалистов из Рослесозащиты. В лучшем случае мы получим добро на вырубку только через полгода». За это время, по данным экспертов, очаг увеличивается в 2-2,5 раза. То есть из-за бюрократических проволочек в любом случае вредители будут уничтожать ельники быстрее, чем больные участки вырубаться?
Официальный представитель Романа Абрамовича Джон Манн, которого мы встретили в «Мещерском», ответил на читательский вопрос про возможную застройку так: «Это чистой воды выдумки. К сожалению, многие москвичи циничны и не верят, что миллиардер может арендовать лес для того, чтобы сделать там благоустроенный и общедоступный парк». Мы не циничны - у нас есть горький опыт, когда коммерсанты, прикрываясь рекреационными целями, в итоге ставили заборы и выставляли охрану по периметру всей зелёной зоны!
Вот данные прокуратуры области лишь за последние несколько месяцев. В Пушкине возбуждено уголовное дело по факту мошенничества с земельным участком в 12 тыс. га, который взяли в аренду на 49 лет «под огород», а потом приватизировали. В Солнечногорске незаконным образом оказались в аренде 5 участков на берегу Истринского водохранилища. На землях памятника истории и культуры «Древний город Радонеж» обнаружили нелегальный туристический комплекс с постройками. А ведь какое-то время назад все эти «милые» бизнесмены уверяли нас в своих благих намерениях...
«Битлз наступают»
«Аренда леса под благим предлогом (создание заповедника или парка) обычно не что иное, как первый шаг к краже участка, - уверен Алексей Ярошенко, руководитель лесных программ Гринпис России. - В большинстве случаев бизнесменам нужна земля, а не то, что на ней растёт. И им глубоко наплевать, есть в ельниках короед или нет. Надеяться, что все арендаторы будут следить за вверенными им лесами, так же глупо, как просить вора хорошо заботиться об украденной им вещи».
Поэтому редакция «АиФ» надеется получить непосредственно от Романа Абрамовича заверения в том, что никакой застройки не будет, а в парке проведут независимую лесопатологическую экспертизу. Кстати, число больных деревьев может увеличиться ещё до конца лета, ведь вокруг «Мещерского» находятся муниципальные леса, где объеденных насекомыми деревьев также предостаточно.
«Масштабы усыхания так велики, а чиновники так долго закрывали глаза на короедники, что в этом году мы можем лишь убирать «трупы», - продолжает Я. Ярошенко. - Даже сейчас, когда проблема признана, объём санитарных рубок и восстановления зелени является мизерным по сравнению с размерами короедников (см. инфографику).
Подмосковные чиновники назначили на текущий год одного-единственного подрядчика (чтобы упростить процедуру вырубки), но из-за коряво составленных документов короедники, найденные в этом сезоне, можно будет очистить только... в следующем году». Может, хватит раскачиваться? Леса переданы в управление области год назад, в конце 2012 г. федералы выделили Подмосковью около 1 млрд руб. на борьбу с короедом, а Андрей Воробьёв (вставший у руля области ещё 8 месяцев назад) недавно заявил, что правительство подготовило пятилетний план борьбы с этим вредителем. Может, пора уже начать что-то делать, а не только планы сочинять?
Кстати, подмосковные леса могут легко остаться не только без ёлок, но и без сосен с лиственницами. Автомобилисты уже обратили внимание на лысые хвойные деревья вдоль почти всех федеральных трасс (в чаще голых стволов в разы больше). Дело в том, что началась эпидемия другого вредителя - бабочки, которая называется шелкопряд-монашенка. «Она поражает все хвойные деревья, откладывая в коре до 500 яиц за раз, - объясняет Юлия Сергеева, эксперт Всероссийского НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства. - В начале июля мы выпустили в Пореченском лесничестве энтомафагов - эти насекомые являются естественными врагами шелкопряда. Если эксперимент пройдёт успешно, можно будет использовать это биологическое оружие во всех заражённых лесах».
А ещё есть уссурийский полиграф, предпочитающий пихту, и ильмовый пилильщик-зигзаг, обнаруженный на западе и востоке области (его личинки любят листву вяза). С 2010 г. площадь больных участков выросла с 64 тыс. га до 91 тыс. га. А «пролечено» за 2012-2013 гг. лишь 11,3 тыс. га. С такими «врачами» больной точно умрёт...