8 сентября 2019 года москвичи вновь будут выбирать депутатов городской думы — тех, кто уполномочен представлять их в городском законодательном собрании и решать все проблемы на местах. А знаете ли вы, что нынешней версии Мосгордумы всего 25 лет?
В 1993 году вся ее концепция строилась буквально с нуля, а за образец власти решили взять... городские советы Чикаго и Атланты. Причина проста — американская модель многим странам тогда казалась оптимальной. С тех пор в Москве увеличилось число депутатов (до 45) и срок их полномочий. Столичный парламент все активнее прочерчивает собственные контуры полномочий, которые во многом отличаются от заграничных аналогов. Каких? Рассказываем ниже.
Лондонская ассамблея: 25 надзирателей
Аналог Московской городской думы в Лондоне носит название Лондонской ассамблеи. В ней почти вдвое меньше депутатов в сравнении с Мосгордумой — 25 человек. А еще она значительно моложе: этот орган был создан в 2000 году, практически в одно время с учреждением в британской столице должности мэра. И если депутаты Мосгордумы уполномочены сами решать повседневные проблемы горожан, то в задачи их лондонских коллег входит... лишь надзор за работой мэра. Британцы, помешанные на системе сдержек и противовесов, хотели создать орган, который бы наблюдал за работой городского главы и следил, чтобы тот не превышал предписанных ему властных полномочий. Вот почему Ассамблея избирается одновременно с главой города. Сама же она, хоть и обладает определенным авторитетом, фактически имеет лишь совещательный характер.
Нью-Йорк: депутат — это престижная работа
Совсем иначе обстоят дела за океаном. Городской совет Нью-Йорка нескромно (на официальном сайте) сравнивает себя с Конгрессом США. И не без оснований: главной своей миссией он считает именно принятие законов. Причем спектр его полномочий охватывает чуть ли не все сферы жизни города: от землепользования до вопросов миграции. Получить место в Городском совете Нью-Йорка — все равно, что устроиться на очень хорошую работу. Зарплата депутатов — $148 500 в год (больше 800 тысяч рублей в месяц). Но это их единственная работа на весь срок полномочий. Иметь другие источники доходов во время службы в горсовете запрещено. Это, к слову, отличает нью-йоркских депутатов от московских, которые, как правило, совмещают работу на благо горожан со своей основной профессиональной деятельностью. Из депутатов Мосгордумы зарплата полагается только председателю, двум его замам и главам отраслевых комиссий.
Чикаго: мэр — всему голова
Что же представляет собой парламент, на который в 90-х ориентировались московские власти? Полномочия депутатов Городского совета Чикаго не очень широки и касаются в основном коммунальных вопросов, налогов, здравоохранения и т.д. Однако, более важно то, что председателем здесь остается мэр, а это устраивает не всех горожан. Не удивительно, что такая система не прижилась в итоге и в Москве.
Берлин: чем больше, тем лучше
Если вы думали, что 45 депутатов — это многовато, то что скажете о Берлине? Здесь вообще не существует фиксированного количества мандатов, определен только минимум. Но и он впечатляет — 130 мест! На деле же депутатов еще больше: сейчас, например, в парламенте заседают 160 человек — больше, чем районов на карте Москвы (146). Кстати, как и в Мосгордуме, парламентарии в Берлине вольны совмещать депутатскую деятельность с основной работой.
Париж: плох тот депутат, который не мечтает стать мэром
Приз за самую мудреную систему городского управления сразу можно отдать Парижу (а вместе с ним Лиону и Марселю, ибо в них все устроено по схожей схеме). Представьте себе, что каждые 6 лет парижане выбирают 517 человек. Из них только 163 человека («избранные среди избранных») попадают в Совет Парижа. А уже эти 163 решают, кто из них станет... мэром города, а кто займет еще 40 вакансий его заместителей по самым разным вопросам. Так что, баллотируясь в городской совет, каждый парижский кандидат может тайно или явно надеяться на нечто большее, чем обычный депутатский мандат.
Токио: 23 городских совета в одной столице
А это вас удивит еще больше. Токио, с точки зрения своего административного устройства, — не город. Японская столица объединяет 23 района с городским статусом, в каждом из которых есть собственный совет и даже мэр, а главой Токио является губернатор. Над районными советами в этой структуре возвышается Токийская столичная ассамблея. Это однопалатный парламент со 127 депутатами от 42 округов (23 районов и 18 округов, сформированных из мелких поселений).