Примерное время чтения: 6 минут
4217

Не Репин, а Репенко. «Метрополитен» делает из русских художников украинцев

Великий русский художник Илья Ефимович Репин, 1909 год.
Великий русский художник Илья Ефимович Репин, 1909 год. Commons.wikimedia.org

Ветеранам отечественного диссидентского движения впору сегодня признать, что вся их жизнь была ошибкой. И дело не в том, что российский народ «перевоспитать» на желаемый манер не получилось. Просто Запад внезапно превратился в ухудшенную копию позднего СССР.

«Украинцы» в Нью-Йорке

Как только не критиковали Советский Союз за идеологическую деятельность на культурном поприще, за запрет тех или иных литературных произведений, театральных постановок, кинофильмов. Однако советским цензорам и в голову не могло прийти то, что в XXI веке происходит в «цивилизованном мире».

Нью-йоркский музей «Метрополитен» решил посмертно превратить в украинцев художников Архипа Куинджи, Ивана Айвазовского и Илью Репина.

Картина, написанная русским художником Архипом Куинджи «Красный закат на Днепре», 1905—1908 гг.
Картина, написанная русским художником Архипом Куинджи «Красный закат на Днепре», 1905—1908 гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Под картиной Айвазовского «Корабль в лунном свете» теперь красуется надпись, что автор — украинец, живший в Российской империи.

Картина «Портрет Всеволода Михайловича Гаршина» Ильи Репина снабжена сообщением, что художник родился в «украинском Чугуеве, когда тот был частью Российской империи».

В украинцы записали и Архипа Куинджи, автора хранящейся в Нью-Йорке картины «Красный закат». При этом музей добавил запись о том, что музей художника в Мариуполе в ходе боев якобы был разрушен российской артиллерией. 

«Я русский, предки мои греки»

Во времена перестройки у отечественных прогрессистов было модно иронизировать над учебником с названием «История СССР. 1861-1917». Но американские музейщики пошли дальше, задним числом переписывая не территории и общественно-политические формации, но и конкретных деятелей культуры.

Основанный в XVIII веке по велению русской императрицы Екатерины Великой город стал центром жительства многочисленной диаспоры православных греков, выходцем из которых был Архип Куинджи.

Творчество Куинджи — это поэзия на холсте, посвященная отнюдь не только землям Малороссии. Большая часть его жизни связана с Петербургом, где он и нашел себе последнее пристанище.

«Я русский, предки мои — греки, которые при императрице Екатерине переселились с южного берега Крыма и основали город Мариуполь и 24 деревни», — так говорил о себе сам Архип Иванович. Как видите, никакой свидомостью и украинством тут и не пахнет. Но кому лучше знать, кто такой Куинджи — ему самому или современным американским музейным работникам? Конечно, последним!

Урожденный Ованнес: художник с привычками генерала

Еще веселее дело обстоит с Айвазовским — сыном феодосийского купца Геворка Айвазяна. Собственно, и запись в книге рождений армянской церкви города Феодосии гласит, что при рождении художника звали Ованнес.

Выпускник Симферопольской гимназии был принят на казенный счет в Императорскую Академию художеств, а затем и вовсе практиковался в батальной живописи, непосредственно участвуя в Кавказской войне.

Если вам и после этого не пахнет имперским духом, то вот вам, как говорится, «фаталити» — в 1844 году Иван Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба России с правом ношения морского мундира.

Антон Павлович Чехов о встрече с Айвазовским оставил такое воспоминание: «В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло».

Кстати, последняя картина художника, которую он не успел дописать, называлась «Взрыв турецкого корабля».

То есть тут не то что не пахнет никаким украинством, а наоборот, Айвазовский — воинственный солдат империи, боевой художник, имя которого впору писать на снарядах, которые летят на голову украинских нацистов. Судя по воспоминаниям современников, мастер был вспыльчив и за вольное обращение «Метрополитена» расправился бы с американцами с генеральской суровостью.

«Веками принадлежат нашему Московскому государству»

Что касается Ильи Ефимовича Репина, то тут даже начинать разговор как-то нелепо. Художник, чье имя стало символом русского реализма, к «свидомости» не имеет даже отдаленного отношения. Как, собственно, и город Чугуев, о котором в 1647 году русский царь Алексей Михайлович в указе писал: «Чугуевские земли и разные участки веками принадлежат нашему Московскому государству».

Собственно, город, расположенный восточнее Харькова, относить к «украинству» не приходится даже сегодня, не говоря уж о временах рождения Репина.

Но если уж пошла такая история, то тогда Илью Ефимовича проще зачислить в финские художники — в конце концов, дни свои он закончил именно в этой стране. Хотя поселок, в котором он провел свои последние годы, затем «переехал» в СССР и был переименован в честь художника в Репино.

«Суррогат» имени Ющенко

Удивительно, но музей Нью-Йорка сегодня реализует программу, озвученную в свое время экс-президентом Украины Виктором Ющенко.

В 2016 году во время встречи со студентами Киевского университета культуры политик заявил: «Важно иметь свой национальный Лувр и сказать, что Репин — „Репа“ — это украинский художник, а Чайковский — „Чайка“ — это украинский композитор. Достоевский — это украинский писатель. И в этот ряд можно включить еще тысячи имен».

Собственно говоря, идея о необходимости искусственного превращения творцов, считавших себя представителями русской культуры, в украинцев возникла ввиду полного отсутствия собственно украинской альтернативы. Украинский национализм щедро рождал убийц, но никак не певцов красоты и гуманизма. И это проблема не только внутренняя, но и внешняя. Западный обыватель интересуется: а кого мы, собственно, так рьяно поддерживаем? Что есть за этим, кроме бесцеремонных попрошаек и хамов? А нет ничего. Вот и приходится заниматься подлогом и переписыванием деятелей русской культуры на Украину. Вот только процесс это сиюминутный.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах