Примерное время чтения: 10 минут
27563

Кино про «Черкассы». Украина придумала себе свой «Варяг»

Тральщик «Черкассы».
Тральщик «Черкассы». Commons.wikimedia.org

Cвежий киевский анекдот: «Чем украинский «Варяг» отличается от русского «Варяга»? Команда украинского «Варяга» не стала бы принимать бой и топить крейсер, а сдала бы его японцам по договоренности. Но при этом спела бы гимн и прокричала «Слава Украине!».

«История настоящих украинских воинов-патриотов Военно-морских сил Украины»

Этот крамольный для украинских реалий юмор – уже практически не шутка. На киноэкраны страны выходит картина «Черкассы», которая расскажет о подвиге украинских моряков. Новый блокбастер анонсировал на своей странице в Facebook Петр Порошенко: «Фильм «Черкассы» это правдивая история несокрушимости, мужества и борьбы. История настоящих украинских воинов-патриотов Военно-морских сил Украины, которые в течение трех недель мужественно держали оборону морского тральщика во время аннексии Крыма. Спасибо за замечательную работу режиссеру Тимуру Ященко и всей команде, работавшей над картиной «Черкассы». И самая главная благодарность нашим военным морякам за их силу духа и несокрушимость! Фильм «Черкассы» важное кино, которое стоит увидеть. Премьера состоится уже 24 августа».

В истории Черноморского флота и Севастополя было немало героических страниц и великих подвигов. Что же за «правдивая история несокрушимости, мужества и борьбы» пополнила этот список благодаря Военно-Морским силам Украины?

Простой советский тральщик

В 1975 году на стапелях Средне-Невского судостроительного завода был заложен тральщик проекта 266-М. Спущенный на воду через год, корабль был включен в боевой состав Черноморского флота в июне 1977 года.

Корабль противоминной обороны морской зоны, носивший название «Разведчик» и бортовой номер С-950, в советские годы нес настоящую боевую службу в «горячих точках» планеты. Он участвовал в боевых тралениях в Персидском заливе, Суэцком канале, Красном и Средиземном морях, выходил на боевую службу в Атлантический и Индийский океаны.

В 1990 году «Разведчик» занимался проводкой гражданских судов через опасный район Красного моря. Боевики из Народного фронта освобождения Эритреи, воевавшие с властями Эфиопии, где у власти находился просоветский режим, охотились за кораблями под флагом СССР.

«Разведчик» против боевиков: бой в Красном море

14 мая 1990 года «Разведчик» конвоировал танкер «Интернационал». Около 4 утра военные моряки засекли приближение четырех целей – это были боевые катера эритрейцев.

Атака на танкер грозила катастрофическими последствиями. Командир «Разведчика» капитан 3-го ранга Виктор Носенко приказал «Интернационалу» уходить, а сам развернул тральщик навстречу боевикам. Радиограмма с борта гласила: «Подвергся нападению. Вступил в бой».

Тральщик – это не самый вооруженный с точки зрения боя с другими надводными судами корабль. По боевикам вели огонь из 30-мм и 25-мм артустановок, 12,7-мм ДШК и автоматов, в то время как эритрейцы били из 106-мм орудий и крупнокалиберных пулеметов. В разгар схватки пришло распоряжение командования в бой не вступать. К тому времени в экипаже «Разведчика» уже были раненые. И тут старшина 1-й статьи Александр Невзрачный всадил очередь точно в боезапас одного из атакующих катеров. Тот взорвался и затонул. Это отрезвило эритрейцев – остальные прекратили атаку и поспешили ретироваться.

За этот бой 17 моряков «Разведчика» были награждены орденами и медалями, а командир корабля Виктор Носенко приказом Главнокомандующего ВМФ был без экзаменов зачислен в академию. Новый командир «Разведчика» Игорь Тикунов получил Вымпел Министра обороны СССР с формулировкой «Экипажу морского тральщика «Разведчик» за мужество и воинскую доблесть, проявленные на учениях и в морских походах».

Смена флага, смена имени

«Разведчик» получил уникальное для мирного времени право – нести на крыле ходового мостика белую звезду, обозначающую уничтоженный корабль противника.

На этом героическая история славного корабля Черноморского флота ВМС СССР заканчивается. И начинается та, про которую, собственно, и сняли кино украинские кинематографисты.

После раздела Черноморского флота «Разведчик» достался Украине, получил номер U311 и название «Черкассы». В составе ВМСУ продолжил службу и герой сражения в Красном море Виктор Носенко, дослужившийся до контр-адмирала.

Никаких героических страниц в истории «Черкасс» не было. Большую часть времени тральщик дряхлел у причала, как и остальные корабли украинского флота.

«Крымская весна» и «узники» Донузлава

К началу «Крымской весны» тральщик «Черкассы» базировался на озере Донузлав, которое имеет выход в Черное море. Во времена СССР здесь располагалась одна из секретных баз Черноморского флота, а после распада страны Южная военно-морская база Украины.

Подавляющее большинство украинских военных в Крыму перешли на сторону участников «Крымской весны». Даже вновь назначенный Киевом командующий ВМСУ Денис Березовский принёс присягу «на верность крымскому народу». Украинские корабли, один за другим, поднимали андреевские флаги.

Меньшинство военных продолжали ориентироваться на Киев. В это число вошел и экипаж тральщика «Черкассы», которым командовал уроженец Тернопольщины Юрий Федаш.

Правда, особой инициативы Федаш не проявлял, ожидая внятных приказов из Киева. А в это время на выходе из Донузлава были затоплены четыре списанных корабля, включая большой противолодочный корабль «Очаков». В результате все корабли в Донузлове оказались заблокированными. А дальше началось то, что на Украине называют «героическим сопротивлением аннексии Крыма», а на самом полуострове считают практически анекдотом.

Кораблям, которые продолжали ходить под флагом Украины, были предложены три варианта – либо перейти в состав Черноморского флота России, сойти на берег и уволиться с военной службы, оставаясь в Крыму, или сойти на берег и убыть с полуострова для дальнейшего прохождения службы на Украине. Часть экипажей приняли подобное предложение. С тральщика «Черкассы», по признанию командира, сошли на берег около 15 человек. После этого корабль отошел от берега и стал дрейфовать по акватории озера, периодически совершая попытки прорваться в море.

За кораблем на катерах гонялись активисты самообороны Крыма, пытаясь подняться на борт. Тральщик удирал от них. И та, и другая сторона оружия не применяла, пытаясь решить вопрос по-хорошему.  Командир тральщика Юрий Федаш впоследствии утверждал в интервью, что захват его судна проводил … тамбовский спецназ. Вот цитата самого Федаша из интервью порталу «Крым. Реалии»: «Когда на «Черкассах» вышло из строя рулевое устройство – а без этого маневрировать в таком узком озере как Донузлав, трудно, – остановились и забаррикадировались. Понимали, что противостоять тамбовскому спецназу в таком его количестве не сможем… Их командир представился: «Командир тамбовского спецназа такой-то, такой-то…». Кстати, авторов украинской картины консультировал сам командир тральщика «Черкассы», так что иным поворотам сюжета наверняка позавидует сам барон Мюнхгаузен.

Министр обороны Украины Валерий Гелетей награждает Юрия Федаша Орденом Данилы Галицкого (2014).
Министр обороны Украины Валерий Гелетей награждает Юрия Федаша Орденом Данилы Галицкого (2014). Фото: Commons.wikimedia.org

«Нас не били, все в порядке»

«Игра в салочки» на озере продолжалась три недели. За это время крымчане успели провести референдум и присоединиться к России. Все береговые сооружения ВМСУ перешли под контроль сначала крымских активистов, а потом и российских военных. В конце концов, по Донузлаву продолжал метаться один-единственный тральщик «Черкассы».

Все закончилось 25 марта 2014 года. Как сообщали украинские СМИ, тральщик «Черкассы» был захвачен «при помощи трех скоростных катеров и двух вертолетов Ми-35». Про «тамбовский спецназ» вы уже знаете.

Разумеется, из вышеописанного рисуется картина жуткого побоища. Но старший минер артиллерийской минно-торпедной боевой части корабля «Черкассы» Александр Гутник сообщал «Украинской правде» в тот же день: «Все. Нас захватили. Ни один из членов экипажа не пострадал. Нас не били, все в порядке…  Договорились о том, что флаг ВМС Украины с корабля спущен не будет, пока с борта не сойдет последний член экипажа. Они подняли русский флаг, но наш не спускали».

Сошедшая на берег команда тральщика без всяких проблем убыла на Украину – получать награды и почести. Юрий Федаш, к примеру, стал почетным гражданином Черкасс и был удостоен ордена Данилы Галицкого с формулировкой «за личное мужество и героизм, проявленные в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Украины».

Каждая страна выбирает себе героев по собственному усмотрению. У одних – крейсер «Варяг» и оборона Севастополя, у других – тральщик «Черкассы» и «салочки» на озере.

Чествование экипажа корабля в городе Черкассы.
Чествование экипажа корабля в городе Черкассы. Фото: Commons.wikimedia.org

Торговля чужой славой: как капитан советский вымпел продавал

К слову, когда в 2016 году решался вопрос о выделении средств на съемки фильма о героическом украинском тральщике, Государственное агентство Украины по вопросам кино вместо запрошенных на проект 17,3 миллионов гривен постановило выделить … 39,8 миллиона гривен, то есть более чем в два раза больше. С таким размахом и фильм надо было называть соответствующим образом – например, «Капитан Джек Федаш и пираты озера Донузлав».

Есть у этой истории еще один маленький штрих. Как вы помните, тральщик «Разведчик» был награжден Вымпелом Министра обороны СССР. Вымпел находился на корабле вплоть до весны 2014 года, после чего исчез. А спустя некоторое время заместитель главного редактора военно-исторического журнала «Старый Цейхгауз» Алексей Степанов и член редакционного совета того же журнала Роман Сливин обнаружили, что вымпел выставлен на продажу на одной из украинских интернет-площадок. Продавец сообщил, что получил вымпел от командира тральщика, то есть от Федаша. Вымпел был выкуплен и возвращен в Россию.

Героический момент с продажей украинским капитаном советской реликвии, конечно, должен был бы войти в картину. Увы, консультант Юрий Федаш подобное не пропустит.

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах