Почему версия самоубийства крайне маловероятна? Когда ожидать следующих выводов лондонской полиции? Как на самом деле обстояло с финансами у Березовского? Мог ли он попросить у Владимира Путина прощения? Когда тело Березовского будет предано земле? На эти и другие вопросы АиФ.ru ответил лидер международного движения «Говорите громче», соратник Бориса Березовского Андрей Сидельников, живущий в Лондоне.
АиФ.ru: – Сразу после смерти Бориса Абрамовича Березовского вы заявили, что не верите в суицид, и предположили либо естественную смерть, либо убийство. Сейчас, когда британская полиция обнародовала ряд своих выводов, вы сменили свою точку зрения?
Андрей Сидельников (АС): – Я по-прежнему не верю и не хочу верить в самоубийство. Каждое новое сообщение от лондонской полиции поднимает всё новые и новые вопросы.
Зная Бориса Абрамовича и общаясь с ним долгие годы, могу сказать, что это просто не его стиль. Если бы это был суицид, он бы напоследок хлопнул дверью так, что его врагам мало не показалось бы. А в данной ситуации даже предсмертной записки нет. Я склонен верить, что это было убийство.
АиФ.ru: – О каких именно версиях говорит лондонская полиция? Есть какие-то новые данные, кроме того, что на шее Бориса Абрамовича был обнаружен перевязочный материал?
А. С.: – Пока ничего нет. Я сегодня прочитал, что якобы на его шее был какой-то узел, но лондонская полиция об этом ничего не говорила. Непонятно пока, что именно это была за ткань. Термин, который сегодня был употреблён на дознании, нельзя толковать однозначно.
Было понятно заранее, что сегодня будет техническое заседание. В соответствии с британским правом, дознание открывается, и соответственно, оно приостанавливается до того момента, пока не будет полной, исчерпывающей информации от лондонской полиции.
АиФ.ru: – Вы говорите о том, что Бориса Абрамовича убили. Кто, на ваш взгляд, стал заказчиком и исполнителем?
А. С.: – Здесь можно долго гадать над разными вариантами. Борис Абрамович был незаурядным человеком, у него было множество врагов. Я бы сейчас даже не стал выдвигать какие-то версии: настолько широк спектр его деятельности. Но не секрет, в общем-то, что Борис Абрамович Березовский был оппонентом номер один действующего президента Владимира Владимировича Путина, поэтому можно предполагать самые разные вещи. Но я бы сейчас не останавливался ни на одной версии, надо дождаться предварительных результатов расследования.
АиФ.ru: – А когда уже можно ждать предварительных итогов полиции?
А. С.: – На проведение всех необходимых анализов и технических процедур, как было объявлено в четверг, требуется 6 недель. О каких-то конкретных сроках, отведённых на разбирательство, я не слышал.
АиФ.ru: – Вы говорите, что знали Березовского многие годы. Когда вы познакомились, насколько активно поддерживали связь в последнее время?
А. С.: – Я познакомился с ним уже в эмиграции, в 2002-м году. В последнее время я нечасто с ним общался. Виделся с ним в последний раз на оглашении вердикта суда по делу Абрамовича-Березовского.
Но после этого мы с ним перезванивались, переписывались эсэмэсками. Последний раз, когда мы с ним общались – во время показа фильма «Березовский» по телеканалу «Россия 1» (конец декабря, 2012-й год – прим. редакции).
АиФ.ru: – Каковы были его настроения? Сейчас говорят, что он был в глубокой депрессии.
А. С.: – Он пребывал в депрессии. Но нужно знать Бориса Абрамовича. У него был достаточно сложный путь со взлётами и падениями. При всех падениях он умел встать, отряхнуться и пойти дальше, взбираться вверх.
Безусловно, проблемы сказались на его самочувствии, на его отношении ко всему. Но когда сейчас я вижу, что даётся в средствах массовой информации – в основном, это, конечно, негативная каша, которая постоянно и присутствовала при его жизни.
АиФ.ru: – Верно ли, что он проходил лечение в Израиле. Если да, то что именно беспокоило Бориса Абрамовича?
А. С.: – Я не в курсе.
АиФ.ru: – Ещё одна тема, которая активно муссируется в последние дни – финансовое состояние
Бориса Березовского. Верно ли, что он находился практически на грани банкротства и был вынужден одалживать сравнительно небольшие суммы у знакомых?
А. С.: – Я, так же как и вы, слышал и читал это в СМИ. Если привязываться к версии самоубийства, то, опять же, мне кажется, было бы странным в таком случае продавать картину, которую он продал за 220 тыс. долларов буквально за несколько дней до своей кончины. Зачем тогда ему это было делать?
У Бориса Абрамовича было достаточно активов для того, чтобы безбедно жить. Безусловно, после суда с Абрамовичем его финансовое состояние пошатнулось. Я не уверен, что если миллиардер стал миллионером, то это трагедия и банкротство. Не думаю, что и Борис Абрамович так считал.
Конечно, потеря таких сумм отразится и на здоровье, и на самочувствии, что вполне естественно. Но он не без копейки остался.
Кто унаследует состояние Березовского? >>
АиФ.ru: – Вы полагаете, что финансовая ситуация Бориса Березовского – это тот случай, когда миллиардер стал миллионером, и разговоры о том, что он снизошёл чуть ли не до паперти, – безосновательны?
А. С.: – Да. Но нужно учесть, что мы познакомились с Борисом Абрамовичем на политической основе, и я никогда не вникал в его бизнес-дела. Собственно говоря, общение у нас складывалось в этой или личной плоскости.
АиФ.ru: – Давайте тогда перейдём к «полититической плоскости». В последние годы Борис Березовский занимался какими-либо серьёзными политическими проектами?
А. С.: – Я не помню, чтобы он занимался политическими проектами, но он пристально следил за делами в России. Он очень воодушевлённо воспринимал ситуацию декабря 2011-го года. Он был на подъёме и рассчитывал, что российское общество наконец-то проснулось и сможет вернуть демократические завоевания, которые власть сделала в 90-е при Борисе Ельцине.
Он полагал, что население устало от диктатуры, люди борются за свои права и свободы. Он всегда говорил, что Россия рано или поздно займёт достойное место в демократическом мире.
Вы знаете, он был настолько жизнерадостным и энергичным человеком, с такой заразительной харизмой, что поверить в самоубийство просто невозможно. У него было большое количество встреч. За годы нахождения Бориса Абрамовича в эмиграции чуть ли не половина политического и экономического истеблишмента России побывала в его офисе.
АиФ.ru: – Борис Абрамович рассчитывал вернуться в Россию? Вы верите в «покаянное» письмо Путину?
А. С.: – Я не верю, что оно было. С этим письмом много вопросов. Два месяца оно где-то лежало. Теперь, не показывая его публике, нам рассказывают какие-то сказки. Мне кажется, что с субботы уже можно было бы что-то придумать, напечатать и предъявить его публике. У нас любят заниматься подлогами. Я просто на 100 % уверен, такого быть не могло. Вспомните: все прошлые письма были открытыми, с максимальным привлечением журналистов, с максимальным привлечением паблисити. Это был его стиль.
АиФ.ru: – Вы говорили с Борисом Абрамовичем о его деятельности в России? Он высказывал сожаление о каких-то своих шагах, которые он допустил здесь?
А. С.: – У нас никогда не возникало таких вопросов. Он никогда не говорил, что что-то неправильно сделал, не считал себя в чём-то виновным.
Что касается его тоски по Родине, безусловно, Борис Абрамович оставался россиянином. У него не было никаких других гражданств. Он мог получить гражданство Великобритании, но он этого не делал. Безусловно, он любил Россию. Но он реально смотрел на вещи. Он понимал, что при власти Путина возвращение невозможно.
АиФ.ru: – В эфире «Воскресного вечера» была озвучена информация, что Борис Абрамович просил гражданства Израиля.
А. С.: – У меня нет такой информации. В 90-е годы, когда он только стал зампредом Совета Безопасности, у него было гражданство Израиля, но он от него отказался. Законодательство не позволяло иметь на этой должности второе гражданство. И, насколько мне известно, никаких других гражданств, кроме российского, у Бориса Березовского не было.
АиФ.ru: – Березовский общался со своими бывшими соратниками? С Ахмедом Закаевым, например? Вспоминал Бадри Патаркацишвили?
А. С.: – Бадри был его другом. Но мы не беседовали с Борисом Абрамовичем о нём. С Ахмедом Закаевым он отношения поддерживал. Он дружил с Ахмедом, у них были тёплые отношения.
АиФ.ru: – Борис Березовский делился с вами семейными проблемами?
А. С.: – Нет, он не обсуждал. На темы личного свойства мы с ним в последнее время не общались.
АиФ.ru: – Вам известно, когда состоятся похороны Бориса Абрамовича?
А. С.: – Неизвестно, потому что это всё зависит от полиции Великобритании. В частности, от того, когда они отдадут тело родственникам. Это может случиться и на этой неделе, и на следующей, а может – после всех анализов и разбирательств.