Народ
С самого начала могло показаться, что волнение вокруг похорон выльется во что-то грандиозное. Жители Венесуэлы начали собираться тысячными толпами еще когда Чавес, по официальным даным, был жив, требуя рассказать им правду о здоровье президента. Первоначально казалось, что шумиха выгодна оппозиции страны: власти, пытающиеся оправдать двухмесячное отсутствие главы государства, выглядели бледно. Однако, когда выяснилось, что президент в самом деле мертв, народное потрясение оказалось так велико, что шансы Энрике Каприлеса на будущих выборах резко упали по мнению экспертов.
Улицы Каракаса эти дни были под завязку полны людей в красно-желтых, цвета национального флага, совсем не траурных одеждах. Шестого марта кортеж с гробом Чавеса медленно объехал весь город. Тысячи рук пытались дотянуться до гроба, чтобы прикоснуться к нему на прощание. Впрочем, было заявлено, что до пятницы можно будет попрощаться с вождем в Военной академии всем желающим.
Как ни странно, обошлось без давки и несчастных случаев. Возможно, помог спешно принятый сухой закон. Толпа лишь один раз пыталась прорваться в госпиталь, а также избила попавших под горячую руку колумбийских журналистов. Двое американских дипломатов на всякий случай уехали на родину.
Политики
Дипломаты США покинули страну, но другая делегация обещала прибыть в Венесуэлу несмотря на прошлые разногласия между странами. Всего, как стало известно в четверг, похороны Чавеса посетят делегации 33 стран. Надо отметить, что, помимо глав государств Латинской Америки, связанных с Венесуэлой общей историей антиколониальной борьбы, отправить на похороны президентов и глав правительств решились лишь самые одиозные режимы, вроде Белоруссии и Ирана. Не стала исключением и Россия: Путин сказал, что Чавес был ему друг, однако поехать он никак не может. Как, впрочем, и Медведев. Некоторые эксперты сделали, правда, вывод, что знаковым станет выезд Сечина, считающегося «человеком Путина», как и Матвиенко. Возможно также, что политики махнули рукой на тесную дружбу с Венесуэлой в связи с намечающейся потерей военных контрактов.
В итоге стало известно, что прощание с Чавесом пройдет утром пятницы, 8 марта, но его не похоронят, а забальзамируют и отправят в музей Революции на всеобщее обозрение.
История
Предложения похоронить Чавеса с особыми почестями звучали и ранее. В частности рассматривалась особенность захоронить президента в национальной усыпальнице рядом с латиноамериканским героем войн за независимость Симоном Боливаром. Проблема оказалась в том, что потребовалось бы изменить конституцию - согласно действующему положению, хоронить в таком почетном месте полагается лишь через 25 лет после смерти. Напомним, что в 2007 году в Венесуэле провалилась поправка к конституции: несмотря на любовь к Чавесу, жители страны на референдуме отказались избрать его пожизненным правителем.
Действующий закон Венесуэлы очень мудр: за 25 лет страсти устоятся, и можно будет определиться, достоин ли деятель лежать в главной усыпальнице. Иначе может получиться так, как было с другим «любимцем народа» Иосифом Сталиным, в годовщину смерти которого Чавес скончался – того вынесли вон из мавзолея, не прошло и восьми лет.