На самом деле не только Галактика, но и Вселенная расширяется, и ее дальнейшая эволюция зависит от средней плотности вещества в современной Вселенной. И при определенных условиях (если плотность больше критической), то процесс расширения вселенной когда-то остановится и начнется обратный процесс - сжатия, возвращения к сингулярному состоянию, а там и до Большого взрыва недалеко.
Но всего этого мы не увидим. Что не должно помешать нам пронаблюдать доступные нашему восприятию события - например, «убегание» в разные стороны не только галактик в расширяющейся Вселенной, но и отдельных политикогеографических единиц из состава стран, в которые они волею судеб вошли.
Например вот Каталония: красивый такой регион на северо-востоке Испании, со столицей в Барселоне. Туризм, промышленность и торговля. На протяжении десятилетий в Каталонии действует весьма активное движение за независимость и отделение от Испании. Собственно, как политическое движение, испанский сепаратизм существует с начала 20го века, ибо зародился в Каталонии в 20-30е годы прошлого столетия. Но в последнее время сепаратистские настроения в Каталонии усилились, и причиной этому - деньги. Точнее, экономический кризис в Испании. Желающие независимости каталонцы нашли еще один аргумент в пользу того, чтобы уйти в отрыв: Каталония обеспечивает до 20% ВВП Испании, вкладывая в госбюджет ежегодно 16 миллиардов евро. По мнению нынешнего правительства Каталонии, в ответ от государства регион получает гораздо меньше - то есть кормит еще часть Испании за свой счет. В краю, где надпись на стене «Каталония - это не Испания» не вызывает никакого удивления, естественно, не пользуется ни малейшей популярностью идея вносить большие деньги на содержание страны, которые каталонцы считают чужой.
Главный вопрос в условиях экономического кризиса в ЕС - кто будет вынужден нести наиболее суровую нагрузку в виде мер строжайшей экономии, к которым сейчас вынуждает текущая ситуация. Соответственно, считать деньги будут все, и Каталония тут не исключение: экономить для того, чтобы кормить других, свободолюбивым каталонцам, по всей видимости, не хочется. И здесь у каталонцев возникает дополнительный аргумент: в конце концов, «бархатные», мирные «разводы» стран на национальные составляющие в Европе были совсем недавно: Чехословакия стала Чехией и Словакией, и никакой стрельбы. Аналогичного развода с Испанией хотят и каталонцы: они указывают на то, что они - отличающаяся от испанцев нация со своим языком, историей и культурой. Некая доля самостоятельности у Каталогии уже была, и сейчас, когда понятно, что членство Испании в ЕС выльется в экономические последствия для всей страны - включая Каталонию - идея отделения стала очень отчетливой, поскольку получила не только эмоциональное и националистическое, но и самое жесткое - финансовое - обоснование. Конечно, каталонцы не единственные желающие отделиться от Испании - есть еще баски, есть желающие создать королевство Наварра, есть арагонцы, есть желающие построить Галицийскую республику и так далее - список длинный. И такой список сепаратистов есть в наше интересное время у каждой практически европейской страны. Конечно, активность и политический вес у всех сепаратистов разный - кто-то, как в случае с Каталонией, представляет из себя серьезную политическую силу, а кто-то скорее напоминает сборище довольно безобидных чудаков.
Дело, собственно, в том, что в случае успешного отделения Каталонии границы современной Европы начнут перерисовываться с удвоенной активностью - именно потому, что пример Каталонии покажет, что даже в 21м веке это возможно. И тогда мы еще можем увидеть отделившиеся от Великобритании Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию. И отправившуюся в свободное от Италии плавание Сардинию. И еще много маленьких отдельных еврогосударств и даже, теоретически, королевств. Сложно сказать, пойдет ли это на пользу Европе - в конце концов, исторически нужда объединяться мелким княжествам в один блок всегда была продиктована наличием внешних врагов, от которых проще отбиваться гуртом, чем пропадать поодиночке. Сейчас, когда этот фактор для Европы исчез, экономические причины могут привести к прочерчиванию новых государственных границ. А насколько жизнеспособна и интересна будет новая Европа, мы еще, вероятно, успеем посмотреть - в отличие от Большого взрыва.
Игорь Виттель Журналист, телеведущий, политолог |