Сегодня, 3 сентября, в столице Таджикистана Душанбе открывается юбилейный саммит СНГ, в котором участвуют восемь из 11 лидеров стран Содружества. На встрече нет узбекского руководителя Ислама Каримова, главы Азербайджана Ильхама Алиева и белорусского лидера Александра Лукашенко.
По регламенту встречи, сначала общаются главы государств, а затем к ним присоединяются делегации. Стандартные ожидания таковы: президенты примут ряд документов, регламентирующих межгосударственное сотрудничество в рамках СНГ в различных сферах, включая совершенствование системы противовоздушной обороны и миграционной политики.
Также «На рассмотрение предстоящего заседания совета глав государств будет представлен проект аналитического доклада «Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу». Ожидается принятие совместного заявления президентов в связи с этим юбилеем, а также награждение грамотой Содружества граждан стран СНГ, внесших значительный вклад в развитие организации», - сообщили в пресс-службе российского президента.
Кроме того, в связи с трагической датой - 70-летием начала Великой Отечественной войны на саммите планируется подписание соглашения об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств-участников СНГ в этой кровопролитной войне. Предполагается, что на заседании также будут согласованы отдельные вопросы кадрового и организационного характера, включая председательство в СНГ в 2012 году и проведение очередного заседания совета глав государств.
Это официальная информация. Но есть и неофициальные вопросы: зачем нужен обычному россиянину СНГ? Как отражается на его жизни существование или ликвидация этого межгосударственного института?
На этот счет существует, как минимум, два противоборствующих мнения. Первое – СНГ необходим, как единственный инструмент регулирования межнациональных вопросов на постсоветском пространстве, защищает российские границы на дальних подступах от афганских наркоторговцев и даже от нелегалов, пытающихся пробраться на Запад. Более того, по мнению многих политиков и экономистов, СНГ – прообраз объединенной Европы. И они надеются, что результатом развития этого института станет некая объединенная государственная территория. И второй – он давно изжил себя, как искусственный союз, базирующийся на экономической зависимости от России ряда бывших советских республик. Центробежные силы внутри СНГ таковы, что не дадут состояться действенному союзу входящих в него стран. Рассмотрим обе точки зрения.
Pro et Contra
Очевидно, что основа вступления большинства государств заложена советским временем и связана с экономической зависимостью от России. По словам Владимира Путина, это была «форма цивилизованного развода» бывших советских республик.
На заре эпохи самоопределения, заявляя об отделении, политически, от России, бывшие республики (особенно азиатские) полагали, что полностью смогут получить экономическую независимость и процветание. У большинства не вышло. Те дотации, сырье, материалы, которые раньше поставлялись централизованно из общего кармана СССР фондировано, теперь приходится покупать. Средств на это не хватает. Это влечет сокращение производств, безработицу, рост преступности и т.п. Помощь Запада была незначительна и, скорее всего, разворована. Поднимающееся недовольство населения необходимо было свести к минимуму, т.к. это угроза власти. Кланы и другие родоплеменные образования, захватившие власть в бывших союзных республиках, оказались вынужденными к вступлению в такой союз, ибо в нем, им на радость, процветает советский, интернациональный дух.
В нем Россия вновь играет роль донора, как ранее РСФСР. Донора, но не реального лидера, что примечательно. При этом все знают, что границы СНГ не сдерживают ни наркотрафик, ни преступников. Значит, продекларированные, цели нахождения России в этом союзе не достигнуты?
Однако, СНГ продолжает существовать. Более того, известный российский политик, дипломат, глава МИД РФ Сергей Лавров говорит, что «Деятельность Содружества, может быть, и не очень заметна для прессы, но заметна для граждан и соответствующих ведомств, осуществляющих очень много конкретных полезных проектов по линии борьбы с преступностью, наркотрафиком, экстремизмом, терроризмом, в вопросах миграции. Безусловно, проблем немало, они есть, но тот факт, что все государства поддерживают работу СНГ, активно участвуют в мероприятиях, подтверждает востребованность такого механизма». «Конечно, СНГ не идеальная структура, это все понимают. По понятным причинам, нужно было что-то делать 20 лет назад, и то, что удалось создать Содружество, о чем не раз подчеркивало наше руководство, - благо для всех наших народов» - добавляет Лавров.
Реформировать механизм СНГ и перезапустить интеграционные процессы предлагалось неоднократно. Вместе с тем многие считают, что это не нужно, поскольку реальная интеграция осуществляется в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза, ОДКБ и ШОС.
Тем временем в странах СНГ в последние годы снижается интерес и к русскому языку. Периодически звучат антироссийские заявления. Ряд политиков на Украине, в Молдавии и других странах подчеркивает свое негативное отношение к самим разговорам о братстве и дружбе народов. Возможно, ресурс общего прошлого наших народов скоро будет исчерпан, и тогда останется только интеграция, основанная на принципе прагматизма.
Мнения парламентариев России
Интернет-ресурс regions.ru подготовил подборку высказываний членов российского парламента на тему «Нужен ли нам СНГ». По их словам, у Содружества хорошие перспективы и большой интеграционный потенциал. Вместе с тем прозвучали и предложения усилить экономический вектор сотрудничества.
«Огромные перспективы» видит у СНГ первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Саратовской области Владимир Гусев. «СНГ – это путь к великому государству», - заявил сенатор, заметив, что постсоветским республикам «ничего больше не остается, как объединиться и жить вместе». При этом он выразил надежду, что со временем «пользу от жизни в едином пространстве Содружества поймут даже те, кто сегодня настроен на одиночное плавание».
«Необходимой для всех членов СНГ» считает существующую структуру Содружества спецпредставитель Совета Федерации в Межпарламентской ассамблее, представитель в СФ от администрации Владимирской области Вадим Густов. «За 20 лет существования СНГ страны-члены Содружества наладили взаимовыгодные отношения в экономической, торговой, культурной и других сферах», - заявил сенатор, заметив, что «тот, кто говорит о ненужности СНГ, показывает свою недальновидность». Политик высказал мнение, что, с одной стороны, СНГ нужен Европе, поскольку представляет из себя «колоссальный энергетический ресурс». По его словам, «каждая из стран Содружества имеет свои природные богатства, которые будут востребованы мировой экономикой». С другой стороны, подчеркивает сенатор, «для Европейского Союза СНГ как камень в горле». «ЕС делает все, чтобы процессы внутри Содружества шли как можно медленнее, потому что они понимают, что тот, кто имеет сырьевой ресурс, имеет будущее», - заключил Вадим Густов.
Против «искусственного» реформирования СНГ выступает член Комитета Совета Федерации по делам СНГ, представитель в СФ от администрации Курганской области Олег Пантелеев. Как отмечает парламентарий, созданное после развала СССР объединение ряда бывших советских республик развивается «естественным путем». «Вначале это было просто СНГ. Затем в его рамках стали создаваться отдельные союзы: экономический – ЕврАзЭс, военный – ОДКБ и, наконец, Таможенный», - перечислил Пантелеев, не исключив при этом, что если процесс интеграции стран-членов СНГ будет «активным и дальше», то на базе СНГ возможно появление конфедерации.
Не видит необходимости в реформировании СНГ член Комитета Госдумы по делам молодежи, член фракции КПРФ Юрий Афонин. «Поскольку СНГ – это неестественное образование, то реформировать что-то в надуманной структуре бессмысленно», - заявил депутат. Вместе с тем депутат, настаивая на «декоративности» образования СНГ, указал на необходимость «сосредоточиться на создании единого государства на добровольных основах, которое включало бы в себя Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан».
Сделать ставку на экономические связи в СНГ советует член Комитета Госдумы по собственности, первый заместитель руководителя фракции ЛДПР Максим Рохмистров. «Экономики стран-членов Содружества не просто взаимосвязаны друг с другом, а являют собой практически единое целое», - заявил депутат. В связи с этим ему представляется необходимым строить отношения внутри структуры, опираясь, в большей степени, на экономику, чем на политику. «Причем экономические интересы России всегда должны стоять на первом месте», - подчеркнул парламентарий, попутно посоветовав российским властям «наконец-то уйти от безвозмездной помощи отдельным республикам за их эфемерную политическую любовь». «Экономические интересы должны быть превыше всего», - настаивает Рохмистров.
Россиянин и СНГ: что имеем?
Первое, что приходит на ум – безвизовый проезд. Для въезда в Белоруссию, Казахстан и на Украину остаточно обычного российского паспорта.
Белоруссия: достаточно российского паспорта. Никаких дополнительных документов, заполнения миграционных карт для граждан РФ не требуется. Даже страховка, которую власти соседней страны в обязательном порядке требуют с прибывающих иностранцев, гражданам СНГ не нужна — им в государственных медицинских заведениях обеспечат бесплатную помощь.
Украина: Пересекать границу с Украиной можно как с загранпаспортом, так и с гражданским паспортом. Дети, не достигшие 18-летнего возраста, а также туристы, совершающие круизы, от регистрации освобождены.
Казахстан: Для въезда на территорию Казахстана менее чем на 90 дней визу открывать не нужно, достаточно предъявить загранпаспорт и заполнить миграционную карту, которую необходимо сохранять до отъезда. По прибытии нужно в течение 5 дней пройти регистрацию, отметку о которой ставят в миграционной карте.
Молдова: Требования молдавских властей к росийсским туристам также вполне лояльны — на границе нужно предоставить загранпаспорт, в котором сделают соответствующую отметку о пересечении границы. Для ребенка требуется свидетельство о рождении, проездной документ (или загранпаспорт родителя, в который вписан ребенок), а также нотариально заверенное разрешение. Если пребывание в Молдавии может затянуться более чем на 90 дней, путешественнику придется обратиться в посольство для получения визы. При въезде в Приднестровье на время, превышающее 10 часов, кроме предоставления паспорта, нужно заполнить миграционную карту и заплатить небольшой сбор, причем как в российских рублях, так и в молдавских леях, гривнах или приднестровских рублях. Таможенные правила Молдавии особых требований к туристам не выдвигают.
Армения: для въезда на территорию Армении понадобится стандартный набор: загранпаспорт на взрослого, свидетельство о рождении и проездной документ для ребенка. Регистрация для туристов не предусмотрена.
Азербайджан: в Азербайджане виза необходима только в том случае, если путешественник планирует пробыть в стране более 30 дней. Тогда следует подать в консульство официальное приглашение или туристский ваучер, а по приезде зарегистрироваться в местных отделениях полиции. Наличие страховки хоть и не является обязательным условием въезда, но очень желательно. Зато передвижение по стране не ограничено.
Отсутствие виз и лишней волокиты особенно привлекательны для жителей приграничных областей, где сильны личные и экономические связи.
Россия имеет протяженные границы с государствами СНГ: с Белоруссией — 1239километров, с Украиной — 2245,8километра, с Грузией — 897,9 километра, с Азербайджаном— 350 километров, с Казахстаном — 7 598,6 километра.
Далее – мигранты, пополняющие собой рынок дешевой силы России.
Компания HeadHunter представила опрос 230 российских компаний о практике использования иностранной рабочей силы, из чего следует:
• В большинстве российских компаний иностранная рабочая сила из СНГ не используется – так ответили 63% участников опроса. Тем не менее, более трети компаний нанимают мигрантов.
• Граждан соседних с Россией республик в российских компаниях приветствуют за готовность выполнять работу дешевле россиян, меньшие проблемы с алкоголем, дисциплинированность и трудолюбие.
• Мешает использованию иностранной рабочей силы в первую очередь сложности официального оформления. Для половины опрошенных – это затруднительная процедура, и только у 10% компаний все проходит легко.
• Мигрантам чаще всего предлагают работать строителем или водителем.
• В случае упрощения процедуры регистрации и найма иностранных рабочих, 42% опрошенных российских компаний готовы рассмотреть возможность их найма. Конкурентным преимуществом соискателей из стран СНГ является их стоимость и качество работы.
Мы еще подробно не обсудили этнические, культурные, религиозные связи, сложившиеся за десятилетия общего советского прошлого. Но они есть. И нам с этим жить.