О том, как России cтроить политику на постсоветском пространстве, размышляет известный телеведущий Михаил Леонтьев.
- Россия пока не понимает, как ей себя вести на просторах СНГ. Слова «империя» наша элита боится. Как же, что о нас подумают в «цивилизованном мире»? Между тем, если говорить о Белоруссии и Украине, то это просто часть единого этноса. Ну какая «украинская идентичность» у бурята Еханурова (экс-министра обороны Украины. - Прим. ред.), который рассуждал о российской военной угрозе? В какой момент своей жизни он почувствовал, как в нём запел кобзарь? Не говоря уже о бывшем красном директоре товарище Кучме. Назначили бы его в своё время на сходное производство в Нижний Тагил или Серпухов - и не было бы «великого» украинского политика.
Да что там украинцы! Я как-то цитировал телефонные переговоры между грузинскими и литовскими начальниками - они организовывали оранжевый переворот в Белоруссии. По-русски, естественно…
С нами или против нас
Никакой реальный суверенитет для стран СНГ, по сути, невозможен, их выбор - быть с Россией или против неё... Грузинская элита просто больна. Но те же казахи или киргизы? В Киргизии цветную революцию сделали зачем-то, а Россию вытеснить не вышло. Узбеки - да, они искали поддержки у американцев. Но куда им было деться, когда мы просто кинули Узбекистан и он в одиночку сопротивлялся радикальному исламизму…
Лукашенко? Батька, он батька и есть. Но батька - наш главный стратегический союзник. Единая система ПВО - это дороже любых кредитов. Я также понимаю нежелание белорусов входить в рубль. Кудринский рубль - это суррогат доллара, его дериватив (производный финансовый инструмент. - Прим. ред.). Даже наш ЦБ объявил, что курс рубля определяется ценой на нефть. В долларах… Зачем же батьке дериватив доллара? И когда министр финансов Кудрин публично ставит под сомнение платёжеспособность союзника, это обыкновенная провокация. Жаль только, что батька так легко провоцируется.
Необходимость экономической интеграции со странами СНГ очевидна. Но идея о том, что экономическая интеграция должна идти впереди (в виде той же единой валюты), - эта идея ложная. Не было в мире объединительных проектов, которые предварительно не включали бы в себя военно-политический союз. Без НАТО никакой европейской интеграции не было бы! Вот надели американцы на Европу военно-политический колпак - под ним всё и варилось.
Смена марионеток
Задача России - стать привлекательной «крышей» для стран СНГ. Работать с ними умно и тонко. У нас же некоторые чиновники боялись даже встречаться с пророссийскими политиками в СНГ. Мол, что о нас подумают?! О какой стратегии можно говорить, когда некоторые всерьёз обсуждают, как сменить Саакашвили на Бурджанадзе или Аласания? Это американская проблема - посадить вместо истрепавшейся придурковатой марионетки новую - цивилизованную, технологичную и несколько более гигиенично выглядящую… Или взять молодого украинского деятеля Яценюка. Мол, Ющенко нам не нравится, он хамит. А Яценюк - корректный, хорошо воспитанный, хамить не будет. Да нам, собственно, и Хиллари Клинтон не хамит в отличие от Кондолизы Райс. Только это «их» персонал, а не наш! Эта постоянная тяга совершенствовать ЧУЖУЮ кадровую политику на НАШЕМ постсоветском пространстве представляется мне не совсем адекватной.
Оборона и внешняя политика - вот где мы должны интегрироваться прежде всего. Плюс есть сферы, где без России странам СНГ просто не обойтись. Кто, кроме нас, даст воду Центральной Азии? США, китайцы? А без воды там жить нельзя, это зона орошаемого земледелия. И Лужков абсолютно прав, говоря о реанимации советского проекта переброса части стока сибирских рек на юг.
Кризис даёт России шанс. Западная система, построенная на культе наживы и безудержном потреблении, зашла в тупик. Россия должна предложить миру альтернативу. Её ведь нет, если не считать бен Ладена. Китай - вряд ли, он слишком встроен в западный проект. Это вызов перед Россией: предложить другую цивилизационную модель - политики, экономики и культуры. Другой демографии. Поскольку приговор западной системе уже в том, что эта система не способна себя воспроизводить: деторождение не входит в перечень западных ценностей... Создав такую модель, Россия станет центром притяжения не только для соседей.