Примерное время чтения: 6 минут
384

Манька величия

Вместо того чтобы чётко и ясно сказать людям, что именно та или иная партия, тот или иной политик, пройдя в парламент, попытаются сделать за три-четыре года, нас обильно потчуют «Манькой величия». Или байками о том, каким могучим станет Отечество через 15, 20 или 25 лет. Из уст политиков так и сыпятся слова «величие», «процветание», «сила», «могущество», «держава». «Будущее России - стать страной номер один», "Россия должна сохранять роль самой сильной и первой в Арктике державы", «у нас будет самая выдающаяся Олимпиада в истории»...

Патриотический мармелад

Такое впечатление, что все предвыборные программы у нас списаны с государственного гимна, где в первых строках звучит: «Россия - священная наша держава». Но то, что хорошо для исполнения по случаю праздников и парадов, мало подходит для реальной жизни.

Спору нет: людям нужно внушать «веру, надежду, любовь». После дефолта советского оптимизма, последовавшего за развалом СССР и крахом коммунистической идеи, нужны новые точки опоры. Но перед страной, перед населением нужно ставить реально выполнимые задачи, а не показывать на журавлей в небе. Даже после 6 лет нефтяного бума и высоких цен на нефть и газ Россия остаётся экономическим подростком. Зачем же раньше времени объявлять себя Гулливером? Наш ВВП в 13 раз меньше, чем в США, и в 2,5 раза меньше, чем во Франции и Англии. Наш новый, лучший за последние годы бюджет уже позволяет увеличить базовую пенсию. Но говорить об этом нужно спокойно, без захлёба, как о реальном, но скромном достижении.

Цена геройства

Сегодня ни один социологический опрос, посвящённый чаяниям россиян, не обнаруживает у широких слоёв населения ни приступов величия, ни национальной гордыни. Россияне, уставшие быть «впереди планеты всей», сегодня не хотят быть ни первыми, ни последними. Они хотят нормальных условий жизни в нормальной стране. Чтобы из деревни можно было выехать на автобусе, а не шагать 5 км до ближайшего шоссе в резиновых сапогах. Чтобы на вокзалах и в аэропортах были чистые туалеты. Чтобы за каждым поворотом автомобилистов не подстерегал жадный гаишник. Чтобы лекарства можно было купить по доступной цене. Чтобы не было страшно летать на наших устаревших «тушках».

Но что-то мы не видим на партийных плакатах лозунга «Снизим аварийность крылатых машин!». А ведь уровень аварийности на российских авиалиниях в 12 раз выше среднемировой. Зато нам снова предлагают амбициозную программу полётов на Марс, которая сожрёт все наши ожидаемые квартир и дороги. А за водой тётке Пелагее по-прежнему придётся ходить к колодцу с коромыслом.

Много ли толку в том, что горожанам навязчиво с огромных плакатов внушают, что Москва, Волгоград, Питер - города-герои. Было бы лучше, если бы в городских больницах были свободные места, а в школы и детские сады детей не приходилось бы устраивать за взятку. Ни в Лондоне, ни в Париже вы не увидите заклинаний, что они города-герои, зато там чистые после дождя улицы и полно доступных такси, а автобусы ходят как по часам.

Посмотрите в окно

Россияне до тошноты накушались величественными лозунгами времён «построения коммунизма»: «Догнать и перегнать!», «Больше чугуна и стали на душу населения!», «Украсим Родину садами!». Почти целый век население кормили «светлым будущим» и обещаниями новых побед. И требовали во имя этих абстрактных побед и абстрактного будущего всё новых и новых жертв и усилий. Страна устала от геройства и «побед». Устали человеческие сердца. Люди больше не хотят, чтобы у них «вместо сердца» был (как пели наши родители) «пламенный мотор». Страна, отмечают аналитики, «уходит из политики в бытовые проблемы». Людей волнуют рост цен на овощи, крупу, хлеб, котировки рубля, проценты по кредитам, а не статус великой державы.

Капитализм научил людей прагматизму, умению смотреть не на лозунги, а в кошелёк и «продуктовую корзину». В этом отношении показательны мнения не только основной массы населения, но и тех, кто в лихую годину «шоковой терапии» выехал из страны. Сегодня власть зазывает их обратно, поскольку уезжали, как правило, самые активные, предприимчивые, рисковые и образованные. А они отвечают: да, мы любим Россию, но вернёмся, когда качество жизни на родине будет сравнимо с европейским. Непатриотично? Может быть. Но зато без вранья и пафоса.

Тот факт, что люди всё больше делают выбор в пользу «качества жизни», а не «броня крепка, и танки наши быстры», предопределяет и прогнозируемую динамику партийной жизни в стране, а следовательно и результаты выборов. Намечается явный закат КПРФ и ЛДПР, делавших политику на патриотическом популизме. Потерпела провал и «Родина» с её великодержавной патетикой. Люди больше не хотят никому показывать кузькину мать и быть «впереди планеты всей». Они хотят, чтобы с крыш не падали сосульки. Ожидаемый успех «Единой России» связан не только с поддержкой В. Путина, но и с наметившимся креном на решение конкретных дел - строительство школ, спортивных площадок, газификацию села.

* * *

Незадолго до ухода в отставку М. Фрадков дал своим министрам полезный совет: «Надо отсортировать то, что плавает». Хорошо, если бы этот совет услышали и наши политики, и партийные пропагандисты. И научились бы «фильтровать» патриотический навоз. К сожалению, волны дешёвой патетики и навязчивого патриотизма продолжают хлестать из партийных бачков. И это говорит о том, что наши политики, курсируя по стране в литерных вагонах, ещё не научились смотреть в окно. А ведь за окном не только Москва, Петербург и Сочи. Там есть и Пенза, и Вологда, и Воркута...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах