Минувшим днем хозяин президентской резиденции в Минске совершил рабочую поездку в гомельскую область, в ходе которой сделал ряд громких внешнеполитических заявлений, касающихся как отношений с Россией, так и со всем миром.
В частности, господин Лукашенко заявил о своем желании встретиться с российским руководством перед неформальным саммитом СНГ, который должен пройти 8 мая. По его словам, на встрече может быть обсуждено желание российских компаний участвовать в приватизации белорусских предприятий.
«Конечно, мы будем обсуждать стратегические вопросы развития Таможенного союза. Я хочу четко понимать, чего хотят Россия и Казахстан от Таможенного союза. И что мы в этом случае будем иметь от этого Таможенного союза». При этом он предупредил, что у Минска может снизиться интерес к союзу, если в нем будут исключения − пошлины на газ и нефть.
Напомним, что этот вопрос является для администрации Лукашенко одним из наиболее острых и болезненных. Несколько недель назад он подал против России иск в Экономический суд СНГ, требуя отменить установленные нефтяные пошлины. По его мнению, позиция Москвы является недружественной, так как международные соглашение, заключенные в формате союза, подразумевают беспошлинную торговлю с Россией в рамках режима свободной торговли.
«Думаю, Россия понимает, что была допущена жесточайшая ошибка − предпринятые попытки давления на Белоруссию. Это бесперспективно. И, уверен, президент России сегодня это очень четко начинает осознавать», − заявил белорусский лидер.
«Нам нет смысла ссориться с Россией, мы никогда ни с кем не торговались. Но если нас начинают пинать и толкать в спину, то, конечно, мы ищем свое счастье в других точках планеты», − подытожил Лукашенко.
После этого, хотя белорусский лидер и перестал говорить о России, он все же нашел время, чтобы выразить свое недовольство тем, что РФ, являющаяся партнером его страны, не настояла на том, чтобы Белоруссию пригласили на состоявшийся в минувший вторник в Вашингтоне саммит по ядерной безопасности.
Комментируя тот факт, что Белоруссию не пригласили на американскую встречу, Лукашенко заявил, что это «просто безмозглость и тупая инерция». В то же время, он сразу оговорился и сказал, что он и вовсе не собирался ехать на это мероприятие. «Мне приятней на берегу Припяти вести с вами беседу, чем сидеть и париться в Вашингтоне», - заявил он, вновь при этом, отметив, что если бы Россия, Казахстан, и другие государства СНГ, присутствовавшие на саммите, были бы надежными друзьями, то они настояли бы на участии в нем Белоруссии.
Кроме того, белорусский лидер назвал «жесточайшей ошибкой» согласие прежнего руководства республики на вывод из страны ядерного оружия. По его словам, если бы у Минска сейчас было это оружие, международные партнеры разговаривали бы с ним по-другому, заявил Лукашенко. «Нам бы гарантировали безопасность. Сейчас нам этой безопасности не гарантируют», - посетовал белорусский лидер.
Впрочем, помимо этих фраз сделал господин Лукашенко и еще одно заявление. Из него следует, что страна располагает запасами урана, который находится под контролем МАГАТЭ.
«Я не буду скрывать: у нас остался высокообогащенный уран - сотни килограмм фактически уже оружейного и менее обогащенного. Мне некоторые говорят: вывозите этот уран. Хотите в Америку, мы вам заплатим, хотите в Россию. Я говорю: во-первых, почему вы нам диктуете, ведь это наш товар. Мы его содержим под контролем МАГАТЭ, Мы не собираемся делать грязные бомбы и не собираемся кому-то продавать. Мы в исследовательских целях используем этот уран", - сообщил белорусский лидер.
«Меня сейчас приперли к стенке, нож к горлу: «отдай»! Я говорю: уже отдал ядерное оружие. А что мы от этого имеем? Поэтому диктовать никому не позволено. Давайте садиться за стол переговоров и будем решать, что делать с этим большим количеством обогащенного урана», - сказал Лукашенко.
«Мы - не банановая республика и можем сохранять, как уже лет 20 это делаем, этот ядерный материал. Мне говорят: ну раз ты против отдать этот уран, мы тебя не пригласим на саммит. Говорю: спасибо, я и не собирался ехать на этот саммит», - отметил президент.
Между тем, судя по словам его предшественника на президентском посту Станислава Шушкевича, никакого высокообогащенного оружейного урана в стране нет. В 1990-е годы он содержался в ядерном оружии, которое с территории вывели. После этого оружейный уран в Белоруссии появиться не мог, так как в стране нет необходимых для его обогащения технологий.