На протяжении всего периода, когда обострялись отношения между Россией и Украиной, президент Белоруссии Александр Лукашенко ловко балансировал между двумя странами, умудряясь поддерживать дружеские отношения с и постреволюционным Киевом, и с Москвой. Минск несколько раз пытался (правда, безуспешно) выступить на Украине площадкой переговоров между конфликтующими сторонами.
Белоруссия ведет себя как относительно независимый игрок для того, чтобы придать вес своему голосу и потом получить от России уступки по экономическим вопросам.
В условиях, когда Запад и Украина вводят и ужесточают санкции против России, Лукашенко ведёт переговоры с Петром Порошенко о снятии торгово-экономических барьеров между двумя странами. Вместе с тем он даёт гарантии Кремлю, что через Белоруссию к нам не попадут запрещённые к ввозу товары, и планирует расширение экспортных поставок в Россию. Оценивая позицию Лукашенко в конфликте России и Запада, эксперты разошлись во мнениях.
Лукашенко — миротворец
Эксперт РАНХиГС Александр Михайленко отмечает, что Белоруссия проявляет независимость, но в рамках дозволенного. По его словам, степень интеграции между Россией и Белоруссией ещё не столь велика, как между странами Евросоюза. «Пока интеграция затрагивает только экономические вопросы. Согласованных политических взглядов на отношения с третьими странами у нас нет ещё, — говорит эксперт. — Поэтому Лукашенко может говорить вещи, которые не очень соответствуют нашей позиции». Михайленко считает, что Белоруссия ведёт себя как относительно независимый игрок для того, чтобы придать вес своему голосу и потом получить от России уступки по экономическим вопросам.
Кроме того, добавляет эксперт, портить отношения с Украиной Белоруссии невыгодно из-за большого товарооборота между странами. По словам Михайленко, похожую позицию занимает Казахстан. «Казахстан также не поддержал меры, введённые Россией: там очень сильно влияние западных газовых компаний», — поясняет политолог.
«Белоруссия и Казахстан встревожены направлением внешней политики России, они явно не одобрили присоединение Крыма и Севастополя, — говорит директор Института стран СНГ Константин Затулин. — Казахстан вообще по этому поводу комплексует, поскольку в его составе есть чисто русские области — на севере и востоке. Примеряя эту ситуацию на себя, Казахстан тоже воздерживается от каких-то осуждений в адрес киевского режима». По словам Затулина, то же самое делает и Белоруссия. «Она демонстрирует гибкость в вопросах внешней политики, совершенно не поддерживая отдельные шаги России, когда они ведут к обострению отношений с Западом», — подчёркивает он.
Вместе с тем, Михайленко уверен, что Лукашенко ведёт себя подобным образом с молчаливого согласия России. «В Кремле понимают, что не нужно сжигать все мосты в отношениях с Украиной и Западом, — говорит он. — Я думаю, наше руководство имеет в виду, что некоторые вопросы можно было бы решить благодаря Лукашенко». То есть Лукашенко может быть использован как нейтральный переговорщик и говорить то, что российская сторона в нынешних условиях позволить себе не может. «Он мог бы выступить в качестве миротворца, внести вклад в разрядку ситуации», — заключает Михайленко.
И нашим, и вашим
Затулин, однако, сомневается в том, что Лукашенко ставит перед собой такую задачу. «Сейчас Белоруссия в лице Лукашенко пытается оседлать ту функцию, которая в прежние времена принадлежала Украине — быть мостом между Востоком и Западом, — говорит эксперт. — На Востоке говорить о родственных связях и братстве и получать за это нефть и газ по льготным ценам. А на Западе — о том, что Белоруссия независимая страна, которая является гарантией от поползновений со стороны России».
Минск поступает так же, как поступали другие развивающиеся страны в период советско-американского противостояния: по принципу «ласковое теля двух маток сосет».
Политолог отмечает, что Украина в течение долгого времени именно так и жила, но при Ющенко решила окончательно уйти на Запад. «Теперь Белоруссия хочет занять освободившееся место розыгрыша Россия — Запад», — считает Затулин. По его словам, Минск поступает так же, как поступали другие развивающиеся страны в период советско-американского противостояния: по принципу «ласковое теля двух маток сосёт».
Хотя отношения Белоруссии и Запада оставляют желать лучшего, говорит он, сейчас ситуация меняется, и Западу Белоруссия может потребоваться в качестве буфера на евразийском направлении. «Белоруссия всё более настойчиво уходит от необходимости углублять интеграцию в Евразийском союзе, — подчёркивает Затулин, — она препятствует вступлению в этот союз некоторых стран, например Армении». Что касается Киргизии — кандидата в члены Евразийского союза, — то Лукашенко решил приютить у себя беглого киргизского президента Курманбека Бакиева и даже наградил его орденом.
Никакого молчаливого согласия со стороны России Затулин не видит. «Хотя внешне Россия и не возражает против такого поведения нашего соседа и союзника, но свои выводы из этого, я думаю, делает, — считает эксперт. — Россия не может не задаваться вопросом о степени надёжности своего союзника в критических ситуациях. Хотя точку невозврата Лукашенко ещё не перешёл, то, что он делает, не безобидно для перспектив нашего союзничества».