Мыльная опера вокруг переворота в Гондурасе вроде бы подошла к концу. США признали прошедшие в стране выборы, на которых победил Порфирио Лобо. Как показывает практика, слово Соединённых Штатов в регионе является решающим. Правда, не исключено, что победа прозападных сил в Гондурасе окажется пирровой: Южная Америка собирает силы для решительного сражения с Северной за Центральную.
Хунта – это звучит гордо
Напомним, в ночь на 28 июня в Гондурасе произошёл военный переворот. Представители вооружённой хунты вывели президента Мануэля Селайю из его дворца в одной пижаме и посадили на самолёт до Коста-Рики (заметный прогресс по сравнению с XX веком, когда президентам объявляли об их свержении посредством пули в лоб). Вскоре Селайя вернулся на родину, где скрывался в посольстве дружественной ему Бразилии. И вот наконец прошли выборы, легитимность которых признана Соединёнными Штатами.
Что же не понравилось военным в Селайе? Президент, срок полномочий которого подходил к концу, захотел баллотироваться на второй срок. А конституция страны это запрещала. Подобный сюжет не так давно разыгрывался в Белоруссии, в Венесуэле, похожий – в России. Селайя задумал изменить главный закон страны, для чего необходимо было провести референдум. Однако военное лобби воспротивилось.
Селайя повёл себя резко – уволил высших военных командующих. И те пошли на переворот.
Президенты и гангстеры
Политическая ориентация свергнутого президента была неопределённой – кажется, больше всего его волновала личная власть. Но оказавшись в изгнании, он обрушил свои обвинения на Соединённые Штаты. Это казалось странным, учитывая, что США на словах осудили переворот, однако Селайя знал больше. Соответственно, поддержку он искал – и нашёл! – у амбициозных лидеров левой ориентации.
Жёстче всех отреагировал на избрание нового президента Гондураса никарагуанский вождь Даниэль Ортега: он закрыл границу с Гондурасом на неопределённый срок. Не мог остаться в стороне Уго Чавес из Венесуэлы – он назвал выборы сфабрикованными, а Лобо – выдвиженцем империалистов. Умеренные Бразилия и Аргентина, во многом зависящие от США, также в резкой форме отказали Порфирио Лобо в признании.
Между тем Гондурас буквально полыхает. По мнению новоиспечённого президента Лобо, сейчас в этой стране орудует более 100 тыс. гангстеров – это при населении всего в 7,8 млн чел.! Главным предвыборным аргументом Селайи в своё время стало обещание удвоить число полицейских в стране – с 9 до 18 тысяч, а также переобучение преступников, предоставление им работы. Проигравший тогда Порфирио Лобо настаивал на резком ужесточении политики, на введении смертной казни. Поскольку за три года Селайя не смог реализовать свою программу, усталые гондурасцы предпочли жёсткую линию.
Далеко идущие последствия
Жёсткую линию, однако, выбрали и окружающие страны. На данный момент Гондурас фактически стал страной-изгоем: проамериканский режим среди боливарианских. Страны «блока Чавеса» никогда не признают Лобо, ибо это значит открыть собственным военным дорогу к власти. Генералы должны знать, что лучше поддерживать лояльного к ним президента, чем свергать его и оказываться во враждебном окружении. На полушутливый вопрос «Беспокоит ли вас Гондурас?», который задавал «АиФ» своим читателям несколько месяцев назад, в Западном полушарии возможен только положительный ответ.
Страны Южной Америки с интересом поглядывают на объединённую Европу. Создание аналогичного конгломерата у южных границ США кардинально изменило бы политическую карту мира: Вашингтону пришлось бы забросить свои азиатские проблемы и вплотную заняться своим «подбрюшьем». Это стало бы, несомненно, крупным внешнеполитическим поражением Соединённых Штатов, и они стараются любой ценой не допустить этого. Узкий центральноамериканский перешеек стал ареной борьбы молодых южных режимов с империей. И, возможно, именно здесь, а не в Москве или Пекине, закладываются основы нового мирового порядка.
Ранее по теме:
Президента Гондураса не пустили на родину
Переговоры по кризису в Гондурасе завершились безрезультатно
В Гондурасе введено чрезвычайное положение