Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации господин Сейед Махмуд Реза Саджади рассказал на пресс-конференции в «Аргументах и фактах» о ситуации со строительством АЭС в Бушере:
- Вы хорошо знаете, что сначала немцы заложили строительство этого объекта. Но Россия после заключения контракта с Ираном предложила Ирану, чтобы эта АЭС была построена на новой площадке с нуля. Исходя из того, что мы потратили много денег на бушерской АЭС, мы попросили Россию, чтобы было завершено именно на этой площадке, где уже было оборудование. Некоторые задержки зависели от того, что надо было адаптировать российскую технологию с западной.
И некоторые задержки зависели от того, что на Иран некоторые государства распространили санкцию, и подсистемы, которые надо было обеспечивать в других странах, не удалось получить. Задержка сейчас зависит от того, что российские друзья хотят максимально обеспечить качество российского оборудования. Поэтому они проводят дополнительные тесты, больше, чем было на других АЭС, построенных РФ в других странах.
Независимо от того, что из-за задержки достройки бушерской АЭС Иран несет убытки, но в то же время понимает причины, которые объявляют наши российские друзья. Мы надеемся, что до конца текущего года мы запустим бушерскую АЭС и горькость задержки превратим в сладость запуска объекта. Имеется в виду 21 марта – иранский новый год.
Как складывается сотрудничество Ирана и России в ядерной сфере – обогащение урана в России?
Иран и Россия – дружеские страны, между нами много взаимного сотрудничества в разных сферах. Поэтому мы приветствуем возможность обогащения урана на территории РФ. Но до того времени, чтобы эти взаимоотношения не подвергались давлению со стороны третьих сил.
Существуют ли договоренности о поставке С-300 или планируются?
Да, такой контракт подписан. Вы знаете, что это оборонительное оружие, для защиты бушерской АЭС в первую очередь. Это типа бронежилета, чтобы сохранить тело человека. И поэтому условлено, что этот контракт будет исполнен. Наши страны не собираются его отвергать.
Были высказывания, что эти комплексы не будут отправлены в Иран. А после того, как мы спрашивали у ответственных лиц, они опровергли такое сообщение. Мы считаем, что этот контракт по экономическим соображениям в пользу России, он создает рабочие места. И поэтому мы считаем, что сооружение, которое строится российскими специалистами – самая благонадежная возможность для обеспечения безопасности объекта.
Возможен ли отказ Ирана от сотрудничества с Россией?
Мы считаем, что безопасность и стабильность Ирана напрямую сказывается и зависит от безопасности и стабильности РФ. А также имеет прямое отношение к безопасности и стабильности ближневосточного региона. Другими словами, мы с Россией находимся в очень ответственном регионе, оба находимся на одном корабле. Поэтому я считаю, что ответственные лица в РФ тоже осознают, что комплексы с300 благоприятно влияют на безопасность и стабильность в Иране
История о конфискации медалей нобелевского лауреата
Я не знаю о причинах этого, поэтому не могу комментировать. У нас проблема с западными странами в отношении осознания иранской действительности. Некоторые западные СМИ создают темную атмосферу вокруг Ирана, поэтому чтобы ответить на конкретные вопросы, нам надо в еще более общих чертах знать их, более глубоко.
Когда мы видим, что законные права цивилизованного великого иранского народа игнорируются, у нас появляются сомнения и в других вопросах. Американцы сбили иранский пассажирский самолет и вручили медаль командиру этого военного корабля. Поймите, что мы имеем право, сомневаться в их доброжелательности.
Как Иран решает проблемы с МАГАТЭ?
Я чувствую, что здесь наблюдается недоброжелательная оценка по отношению к Ирану. Регулярно инспекторы МАГАТЭ посещают наши объекты. И камеры МАГАТЭ в режиме онлайн проверяют все, что происходит на наших объектах. И что касается площадки возле города Кум, мы до установления любого оборудования сообщаем МАГАТЭ о существовании такого объекта.
И что касается передачи низкообогащенного урана в замен на получение более обогащенного, наша логика весьма проста. Мы имеем горький опыт от сотрудничества с Западом. Прошлая история нас не обнадеживает.
Поэтому есть опасения, что если отправим топливо им и взамен получим обогащенное, это процесс продлится в течение 20 лет. И тогда никакого рычага воздействия не будем иметь. Поэтому мы им предложили, что мы готовы синхронно в Тегеране передать весь объем низкоообогащенного урана им и получить обогащенное топливо для Тегеранского исследовательского реактора. А после того как отвергли наши предложения, мы узнали, что здесь был обман.
Какой ответ будет от Ирана после голосования в МАГАТЭ?
Как сказал наш представитель в МАГАТЭ, если почувствуем, что к Тегерану несправедливый и нелогичный подход, мы снизим уровень наших взаимодействий с МАГАТЭ. Вы знаете, что мы находимся в регионе, где несколько стран обладают ядерным оружием. И никакая инспекция международная на них не распространяется. И независимо от этого Иран открытым текстом сказал, что не намерен создавать военной составляющей, ядерного оружия.
Мы считаем, что уже давно мы показали, что мы доброжелательны, прошли все эти границы. Наступило время, чтобы Запад доказал нам свою доброжелательность.