Лето 2005 года. Ох уж эти шуточки!
Депутат Госдумы Алексей Митрофанов (тогда – ЛДПР) снимает эротический фильм «Юлия» (с актрисой Еленой Бонд в роли украинской девушки Юлии и Аленом Мелик-Григоряном в роли Миши). В главных героях более чем откровенно угадываются соответственно Тимошенко и Саакашвили. Позднее Митрофанов выразит сожаление по поводу этого проекта: «То, что планировалось как шутка в Интернете, имело серьезный политический резонанс». Ко второй части фильма, «Миша или Новые приключения Юлии», он уже не имел отношения.
Апрель 2006 года. А что такое Украина? Дубль I
Александр Солженицын, в последние годы жизни ставший буквально иконой в России (что выразилось и в немедленном топографическом увековечении его памяти в Москве), сказал всё, что думает о независимости Украины: «Огромные просторы, никогда не относившиеся к исторической Украине, как Новороссия, Крым и весь Юго-Восточный край, насильственно втиснуты в состав нынешнего украинского государства и в его политику жадно желаемого вступления в НАТО».
Ноябрь 2006 года. При чем здесь НАТО?
Посол России на Украине Виктор Черномырдин на удивление четко сформулировал отношение России к внешнеполитической политике ближайшего соседа: «С чего вы взяли, что вступление Украины в НАТО может нам угрожать? Для нас НАТО никакой угрозы не представляет... Я хочу сказать проще. Мы в России не хотим, чтобы Украина из ближнего зарубежья превратилась в дальнее».
Апрель 2007 года. Отец украинской демократии
Спикер Госдумы России Борис Грызлов после указа В. Юшенко о роспуске Верховной Рады эмоционально вступился за украинский народ: «Мы обращаемся не только к парламенту Украины, но и к Межпарламентской ассамблее СНГ, к парламентской Ассамблее стран Европы, к парламентской Ассамблее ОБСЕ, чтобы обратить внимание: демократия на Украине – под угрозой!»
Декабрь 2008 года. Мене, текел, фарес!
Две трети нынешней территории Украины должны быть возвращены в состав России, заявил вице-спикер российской Госдумы Владимир Жириновский на митинге возле посольства Украины в Москве: «И не надейтесь, что когда-то Черноморский флот уйдет из Севастополя. Это – русский город, русский Крым и Юго-Восточная Украина. Если Украина хочет иметь будущее как самостоятельное государство, нужно остаться в пределах тех территорий, в которых мы вас принимали в состав Российской Империи. Это – треть сегодняшней Украины. А две трети – это Россия. Это – русская земля, политая русским потом и русской кровью. Воровать у нас не надо. Все подсчитано. За все придется отдать. У нас должна быть русско-германская и русско-турецкая граница. Так и будет. Сами будете проситься к нам».
Апрель 2008 года. А что такое Украина? Дубль II
Президент России Владимир Путин пригрозил, что в случае вступления в НАТО Украина может прекратить свое существование как единое государство. Со ссылкой на источник в делегации одной из стран НАТО эту реплику цитировали следующим образом: «Ты же понимаешь, Джордж (Буш. – Ред.), что Украина – это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий — это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!» Позднее министр иностранных дел России Сергей Лавров дезавуировал эту информацию, хотя речь шла скорее о тоне, чем о сути высказываний Путина.
Май 2008 года. Черные кошки в светлом Крыму
Мэр Москвы Юрий Лужков в своей фирменной манере прокомментировал свой визит в Крым: «Меня ждала весьма «радушная» встреча на якобы украинской земле. Украина боится моего появления, как та кошка, которая съела чужое мясо. Мне вручили меморандум, где косвенно подразумевается, чтобы я молчал. Рот они мне не заткнут!»
Август 2009 года. Эпистолярный разнос
Президент РФ Дмитрий Медведев пишет открытое письмо своему украинскому коллеге Виктору Ющенко. Жесткое письмо – пожалуй, первое настолько суровое личное обращение руководителя независимой России к зарубежному коллеге. Отчасти это напоминало известный анекдот: «На вступительных экзаменах в МГИМО абитуриенту предлагают сымпровизировать послание к руководителю африканской республики, просящему о материальной помощи. Просмотрев текст, экзаменатор замечает: “Все хорошо, только «пошел ты» пишется раздельно, а «обезьяна» через мягкий знак”». Медведев обвинил Ющенко в проведении антироссийской политики и дал понять, что российская администрация не намерена иметь никаких дел с президентом Украины: «То, что мы наблюдаем в годы Вашего президентства, нельзя воспринимать иначе, как отход украинской стороны от принципов дружбы и партнёрства с Россией, закреплённых в Договоре 1997 года... ситуация не только не выправляется, а, напротив, деградирует… подконтрольные Вам службы изобретают [препоны] для воспрепятствования позитивному развитию российско-украинских отношений… беспрецедентная для всего постсоветского пространства провокация: требование отзыва из Украины двух наших дипломатических представителей без каких-либо на то оснований... Естественно, мы не оставили этот недружественный шаг без ответа».
Сентябрь 2009 года. Рынок только для врагов!
Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов прагматично высказался по поводу цен на энергоносители для Украины: «Пока сидит там Ющенко, я бы ни копейки не дал и вздул бы ему цены по пятое число… Там нужна нормальная власть, которая понимает современные реалии и думает о стране. Вот придет к власти левоцентристское правительство, и тогда мы с удовольствием проголосуем за поддержку и соответствующие кредиты и льготные цены. Ведь для друзей рынка не существует, для друзей существуют соответствующие льготы и поддержка».
Ноябрь 2009 года. Подведение итогов
Владимир Путин о встрече Ющенко и Саакашвили: «Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, что вместе продули они». Далее последовал ряд еще менее лестных высказываний о манерах бывших коллег экс-президента России. Сидевшая рядом премьер-министр Украины, она же прототип главной героини фильма «Юлия», довольно улыбалась...