Еврокомиссар по региональной политике Йоханнес Хан заявил в своём интервью о том, что Сербии необходимо присоединиться к антироссийским санкциям, если страна намерена вступать в Евросоюз. Пойдёт ли Белград на подобные меры или ему удастся и дальше балансировать между Брюсселем и Москвой, АиФ рассказала руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.
Наталья Кожина: ЕС призывает Сербию ввести санкции против России. Как вы считаете, Белград пойдёт на поводу у Евросоюза?
Елена Гуськова: Дело в том, что Сербия уже давно выполняет целый ряд условий Евросоюза, чтобы стать на дорогу, которая ведёт к ЕС. Я имею в виду следующие уступки Сербии: прежде всего, вопрос Косово и Метохии решился, им остался шаг до (признания – ред.) независимости. Гаагскому трибуналу выдали генералов и руководителей. Затем был ещё ряд поступков, на которые страна была вынуждена пойти. Но несколько самостоятельных шагов, которые сделала Сербия, удивили и неприятно отразились на настроениях в ЕС, поэтому если раньше они намекали, то теперь приказывают Сербии всё-таки встать в один ряд с теми, кто голосовал за санкции против России.
— О каких самостоятельных шагах идёт речь?
— Военный парад во время визита Путина, военные учения между русскими и сербскими войсками, затем открытие базы МЧС в Нише. Мне кажется, что перед Сербией будет стоять очень серьёзный выбор, и если до этого руководству страны удавалось идти на компромисс, то сейчас ситуация усугубилась. Я думаю, что Сербия будет решать, как выйти из этого положения, чтобы не обидеть ни одну, ни другую сторону, но думаю, что они всё же больше смотрят на ЕС, чем на Россию.
— Какие меры давления может оказать на Сербию ЕС?
— Пока это только членство в Евросоюзе, никаких других мер не предлагается.
— Если Сербия пойдёт на поводу у ЕС, это гарантирует ей вступление в Евросоюз?
— Вступление Сербии в ЕС планируется в 2021 году. Хотя, по нашей оценке, её вообще туда не примут, и даже если она пойдет на поводу ЕС, это не даст стране никаких гарантий.
— В случае, если Сербия выберет позицию ЕС, что она потеряет со стороны России?
— На сегодняшний день Россия является единственным надёжным партнёром, который предоставляет и в экономике, и в политике серьёзные гарантии стабильности и независимости Сербии. В случае, если она отвернётся от нас, то всё это будет потеряно. Но я вас уверяю, Сербия не отвернётся полностью, она будет пытаться балансировать.
— Но захочет ли Россия иметь дело со страной, которая пытается «усидеть на двух стульях»?
— В этом вопросе большую роль играет исторический фактор, потому что наша страна всегда покровительствовала славянским православным народам. Общие корни, культура, язык — всё это давало нам основания помогать им в трудные времена. Россия этого, правда, в последние 20 лет не помнила, а теперь вспомнила, поэтому она так и относится к народу, который никогда в жизни не стрелял в русских. Вы найдите ещё где-нибудь в мире такой народ, который бы в нас не стрелял. Сербы этого не делали никогда: ни в Первой мировой войне, ни во Второй. В то время, как другие народы, например болгары и поляки, были на другой стороне. Поэтому для нас очень важно выстраивание хороших отношений с народом, который положительно относится к России.