Пропавшие без вести
О том, что работать в зоне вооружённого конфликта на Украине смертельно опасно для российских журналистов, известно давно. Сотрудники ВГТРК Игорь Корнелюк и Антон Волошин, оператор Первого канала Анатолий Клян погибли в результате обстрелов украинскими военными, журналист Russia Today Грэм Филлипс дважды был арестован верными Киеву силовиками, побывали в застенках СБУ сотрудники LifeNews Марат Сайченко и Олег Сидякин.
Но, как оказалось, не гарантирована безопасность и сотрудникам украинских СМИ, лояльным к нынешним киевским властям.
Журналист телеканала «112 Украина» Роман Гнатюк, а также два его коллеги из других СМИ Сергей Бойко и Сергей Билоус 1 августа выехали из российского Ростова-на-Дону в сторону Донецка, к месту крушения малайзийского «Боинга». Согласно редакционному заданию, журналисты должны были освещать работу представителей ОБСЕ на месте крушения.
Репортёры благополучно преодолели российско-украинскую границу, однако затем связь с ними пропала.
В течение суток журналистов разыскивали их коллеги своими силами, однако затем стало понятно, что без обращения к властям шансов на успешный поиск мало.
3 августа руководство телеканала «112 Украина» официально обратилось к главе МВД Украины Арсену Авакову, в Совет национальной безопасности Украины и украинскую погранслужбу с просьбой об оказании помощи в поиске Романа Гнатюка.
Из всех трёх ведомств был получен ответ — указанный гражданин представителями верных Киеву силовых структур не задерживался.
Блокпост в Амвросиевке
Как только данная информация стала известна, ряд украинских СМИ распространили сообщения о том, что Гнатюк и его коллеги находятся в плену у «террористов». Буквально через сутки эта версия перекочевала и в ряд западных СМИ, обвинивших ополченцев в очередном преступлении.
Однако, как ни странно, официальные представители силовых структур Киева не были столь однозначны. Глава Информцентра СНБО Украины Андрей Лысенко предположил, что, возможно, у журналистов просто... разрядились мобильные телефоны. А пресс-секретарь сил АТО Алексей Дмитрашковский сказал, что журналист Гнатюк вовсе не проходил через посты украинских сил.
Коллега пропавших из Ростова сообщила, в какой именно машине уехали журналисты, указав номер автомобиля.
Сотрудникам канала «112 Украина» удалось найти таксиста, везшего журналистов, который и рассказал, что Гнатюка и его коллег силой высадили из машины на украинском блокпосту у населённого пункта Амвросиевка, который, предположительно, контролировался подразделением Национальной гвардии.
«Предположительно» — потому что понять, кто кому подчиняется в рядах украинских силовиков, не могут, кажется, даже сами силовики.
Как бы то ни было, расследование исчезновения журналистов приняло весьма неприятный оборот, особенно на фоне того, что украинские официальные лица говорили явную неправду. А неофициальные источники сообщали коллегам пропавших, что Гнатюк, Бойко и Билоус находятся в плену у Национальной гвардии.
Цепочка лжи
А 4 августа господин Лысенко ещё больше удивил представителей канала «112 Украина», заявив, что «всех нашли, но шум поднимать не стоит, ибо это может "повысить стоимость за голову журналиста"».
То ли Лысенко продолжал намекать на то, что журналисты в плену у ополченцев, то ли теперь Киеву приходится платить выкуп украинским силовикам за захваченных ими украинцев — понять спикера СНБО было трудно, а сам он разъяснений давать не собирался.
5 августа обеспокоенность пропажей журналистов выразили представители ОБСЕ. Между тем, представители канала «112 Украина» сразу из нескольких источников, включая офицера Национальной гвардии, непосредственно участвовавшего в задержании журналистов, получили информацию, что пропавшие находятся в руках украинских силовиков.
А помощник главы МВД Украины Антон Геращенко в эфире канала «112 Украина» тем временем сказал следующее: «Мы надеемся, что он (Гнатюк) взят в заложники одной из группировок террористов, и в дальнейшем он будет или обменян, или, когда мы освободим эти города, мы сможем его тоже найти».
Наконец, 6 августа Роман Гнатюк, а также двое его коллег были обнаружены в Днепропетровской области.
«На кого работаешь?»
Рассказ Гнатюка окончательно подтвердил — никаких «террористов» рядом с ним не было и в помине, всё это время он пользовался «гостеприимством» украинских силовиков.
По словам Гнатюка, на блокпосту в Амвросиевке украинским солдатам не понравились бронежилеты журналистов. Затем началась проверка их планшетов и камер, в которых были записи съёмок в лагере украинских беженцев в России, а также пресс-конференции в Донецке.
Журналистов высадили и привязали к деревьям. Потом через некоторое время отвязали, накормили, уложили спать, но не дали связаться с редакцией.
Что произошло за ночь, непонятно, но утром журналистов погрузили в машину и отправили в штаб батальона «Кривбасс». Здесь репортёров стали «прессовать» вовсю, требуя признаний в шпионаже.
Далее задержанных стали перевозить с места на место, бросать из камеры в камеру. На них разрезали рубашки и футболки, перевязали ими головы, завязали руки за спиной. Успели они посидеть в общей камере, вместе с людьми, у которых были переломаны рёбра и виднелись следы сильных побоев. Кто были эти люди и за что их подвергали избиениям, репортёры так и не узнали.
«Жить хочешь? Снимай штаны!»
Апофеозом злоключений Гнатюка и его коллег стало освобождение, которое вполне могло закончиться летальным исходом, будь у журналистов слабое сердце.
Как рассказал Гнатюк, их подняли ночью, покидали в машину друг на друга и повезли в неизвестном направлении. Затем машина остановилась, и из неё вывели Гнатюка.
Осведомившись у журналиста, хочет ли он жить, ему приказали снять штаны, нижнее бельё и лечь на землю. Дальше Гнатюку приказали ползти. Затем прогремели выстрелы.
Машина уехала. Гнатюк понял, что, очевидно, выстрелы должны были нагнать дополнительно страха на его коллег, у которых могло сложиться впечатление, что журналиста канала «112 Украина» расстреляли.
Добравшись до ближайшего населённого пункта, Гнатюк поспешил сообщить родным и коллегам, что жив и здоров. Чуть позже стало известно, что Сергея Бойко и Сергея Билоуса их конвоиры также отпустили.
По факту похищения журналистов возбуждено уголовное дело, но вот его перспективы вызывают серьёзные сомнения. На Украине сейчас совершается немало преступных деяний, остающихся безнаказанными.
Различные украинские структуры до сих пор не могут выстроить общую версию того, что всё-таки произошло с журналистами.
Всё тот же спикер СНБО Андрей Лысенко, ранее говоривший о некоем «выкупе за голову журналиста», в итоге объявил, что Гнатюк был задержан «кажется, милиционерами» из-за отсутствия аккредитации СБУ.
А Национальная гвардия официально заявила, что к данной истории непричастна, поскольку батальон «Кривбасс» в её состав не входит.
Будет ли кто-то разбираться с бойцами батальона «Кривбасс» — вопрос интересный. Учитывая, что эти люди явно чувствуют полную безнаказанность, верится в это с трудом. И если подобный произвол творится в отношении лояльных Киеву журналистов, то даже думать не хочется о том, что эти бойцы совершают с теми, за кого некому заступиться.