В ливийских городах Триполи и Бенгази идут бои между исламистами и остатками армии. Столичный аэропорт горит, жители бегут, посольства эвакуируются. Меньше чем 3 года назад «благодаря» операции НАТО был свергнут и убит лидер Ливии Муаммар Каддафи, а ливийцам пообещали из ЕС и США - теперь вы заживёте, как в раю. Сейчас здесь хором вздыхают: эх, как же шикарно жилось при Каддафи!
Побывав в Ираке, куда ещё раньше точно так же принесли демократию на штыках, обозреватель «АиФ» убедился - страна одержима ностальгией по свергнутому диктатору.
- Да, при Саддаме мы жили, как в раю. Суди сам - здравоохранение и медицина бесплатные, студентов посылали учиться за границу, отличные шоссе, на доллар покупали не один литр бензина, как сейчас, а двадцать. Я мог ночью выйти из своего дома и спокойно поехать в Багдад… А теперь напорюсь на мину либо через пять минут остановят бандиты. В лучшем случае отберут автомобиль, в худшем - пристрелят. Саддам был тираном, однако он давал нам жить. Сейчас это не жизнь, а кошмар.
Любимый мертвец
Если такое я слышу от Горана Султана, 42-летнего курда из Киркука (а ведь курдские восстания прежняя власть подавляла кроваво и жестоко), что уж говорить об остальных иракцах? В 2012 г. проамериканское правительство Ирака было вынуждено закрыть доступ к могиле Хусейна (в деревне Оджа под Тикритом): люди несли букеты цветов, рядом построили школу и музей, ежедневно прибывали тысячи паломников, покойному воздавали почести, словно святому. В апреле 2003 г. Хусейн был свергнут в результате вторжения армии США, а в декабре 2006-го повешен по приговору суда в Багдаде. Недавно в Ираке провели соцопрос - оказалось, будь Саддам сейчас жив, на выборах президента за него проголосовало бы… 55% населения! Как же получилось, что ненавистный диктатор сейчас находится в зените популярности?
- Есть хорошая русская поговорка: «Та корова, что сдохла, два удоя давала», - улыбается врач Рахман Сулеймани, закончивший университет в Киеве. - Саддам установил культ личности, уничтожал всех, кто казался ему угрозой, включая и близких родственников, крал из казны миллиарды. Когда пришли солдаты США, люди думали: отлично, скоро заживём, как в Штатах. Но оказалось, американцам нужна только наша нефть, а на иракцев плевать. Война идёт 11 лет, каждый день погибают 100-200 человек, разрушены целые города, из страны бежали миллионы. Если это та самая демократия, которую нам обещали, спасибо - с нас хватит. Здесь один политик сказал: может, скинемся и закажем врачам на Западе клонировать нового Хусейна? Хуже точно не будет. Не удивлюсь, если и на Украине сторонники майдана скоро станут поклоняться Януковичу: ситуация там очень похожа на иракскую.
Сладость президента
Иракцы вспоминают - ещё 11 лет назад люди спокойно гуляли вечерами в центре городов. Никто не взрывал бомб, уличная преступность отсутствовала как класс. Женщины ходили в европейских платьях, а не в чёрных платках-хиджабах и не боялись, что их пристрелят либо плеснут в лицо кислотой. Работали даже бары, где разливали два сорта иракского пива… Теперь пивные заводы закрыты - ислам превыше всего. Ярые противники Саддама, прежде ругавшие его на чём свет стоит, рассказывают о тиране с умилением, а в Тикрите на день рождения экс-диктатора лавочники делают сувениры - сахарные фигурки Хусейна.
Я задаю вопрос: отчего такая популярность? Саддам уничтожал своих граждан тысячами, его служба безопасности (мухабаррат) похищала людей и убивала их без суда. Иракцы в ответ смеются - дескать, тогда были цветочки, а сейчас ягодки: каждый день в Багдаде находят десятки обезглавленных трупов. Стоит рассказать анекдот про проамериканского премьера аль-Малики, тебя запишут в террористы и уведут из дома в тюрьму. «Аль-Малики» - пёс США, он в сто раз хуже Саддама» - эту фразу я слышал в Ираке везде.
- При Хусейне строили дома, квартиры в которых людям давали бесплатно, - рассказывает экс-офицер иракской армии Джамаль Гейдар. - Улицы подметали приезжие с Филиппин, посуду в ресторанах мыли гастарбайтеры из Судана - иракцы не шли на такую работу, а сейчас дерутся за неё, чтобы получить кусок хлеба. Даже во время жёстких экономических санкций Запада мы жили нормально - Саддам следил, чтобы людям выдавали продуктовые наборы по твёрдой цене. Я получал 10 долл. в месяц, но мог купить больше, чем сейчас на тысячу. Электричество было круглосуточно, теперь же его дают на четыре часа в день. Нет, Саддам был вовсе не ангел: типичный арабский диктатор-параноик. Однако по нему теперь скучают все иракцы: людям попросту хочется спокойной, человеческой жизни. Каждый день только взрывы, кровь и смерть...
Ностальгия по Саддаму чем-то похожа на фанатизм наших старушек по Сталину - с той разницей, что Сталин умер давно, а Хусейн правил всего 11 лет назад. И верно, когда едешь через бесконечные блокпосты с пулемётчиками, слышишь взрывы и стрельбу, видишь разрушенные города, думаешь: может, Саддам был не так уж и плох? Нынешние власти не менее жестоки, воруют больше прежних, а люди пытаются выжить, как могут. В 2003 г. американцы вошли в Ирак с радужными проектами построения первой демократии на Ближнем Востоке: в результате страна превратилась в кровавое месиво и сущий ад. Шииты воюют с суннитами, сунниты - с шиитами и туркменами на севере, курды вообще против всех. Помимо группировок исламистов в городах Ирака орудуют десятки криминальных банд - грабители, налётчики, воры. Когда каждый день на рынках взрываются машины, исламисты убивают за банку пива, а бандиты могут вломиться в твой дом - тут уж и верно, Саддам покажется сахаром.
Покойные диктаторы Ирака и Ливии вновь превратились в кумиров благодаря «экспорту свободы» на Ближний Восток. Возможно, и у Януковича есть шансы вернуться назад. В тот момент, когда от Украины в ходе строительства демократии тоже останутся рожки да ножки.
«Падение Багдада увеличит цены на нефть и газ». Будет ли выгодно России, если в Ираке свергнут проамериканскую власть? Читайте репортаж в следующем номере «АиФ».