aif.ru counter
84

Партии не спешат тратить много денег на агитацию

Один белый, другой серый

Достаточно бегло посмотреть партийные списки, чтобы убедиться: в поход за мандатами собрались далеко не самые бедные граждане. Свои мультимиллионеры есть и у «Единой России», и у «Справедливой России», у ЛДПР, у «Патриотов России»... К примеру, лидером по размеру банковских вкладов стал член списка КПРФ С. Муравленко - 2,4 млрд. рублей. И трудно поверить, что столь состоятельные кандидаты не помогли «копеечкой» своим нуждающимся соратникам.

По закону каждая из партий может потратить на выборы 1,8 млрд. рублей (около 75 млн. долл.). Однако знатоки этой кухни утверждают: реальные затраты будут намного больше. Просто деньги, как водится, делятся на «белые» и «серые». Из официального фонда оплачиваются, например, легальная реклама в СМИ, печать агитпродукции. В «конвертах» приплачивают тем, кто день и ночь вкалывает на партийный авторитет - сотрудникам избирательных штабов, наёмным политтехнологам и так называемым «полевикам». То есть тем, кто работает непосредственно на «электоральном поле» - с избирателями. «Официальные бюджеты партий составляют не более 10-15% от реально затраченных средств, - признался «АиФ» бывалый политтехнолог, просивший не называть его имени. - Львиная доля тратится наличными и через всевозможные фонды, номинально никак не связанные с партиями».

«Зарплата руководителя федерального штаба партии может достигать 100-150 тыс. долларов в месяц (400-600 тыс. за всю кампанию), - утверждает политолог Станислав Белковский. - Глава регионального штаба получает на порядок меньше - примерно 10 тыс. в месяц. Правда, при высоком уровне коррупции эта цифра может дойти и до 20 тыс. Начальник отдела регионального штаба довольствуется 4-5 тысячами «зелёных» (плюс 3000 - предел возможных левых доходов). Ну а консультанты на низовом уровне и «полевики» и вовсе не получат больше 500-1000 долларов в месяц».

В целом по сравнению с выборами 2003 г. партийные бюджеты сократились на 50-60%, единодушно признают наблюдатели.

Рейтинг жадности

Соответственно, уменьшились и возможности для разворовывания. «В 90-е годы по карманам расходилось 30-70% денег, выделенных на выборы любого уровня, - говорит бывший директор Независимого института выборных технологий Николай Кузнецов. - Но сейчас особая ситуация: деньги «пилят» между своими. Рынок предвыборных услуг просто сдох! Партии опираются на собственные силы - профессионалов нанимают редко, деньги платят скромные. Ну и качество «продукта» соответствующее. Посмотрите на их рекламные ролики - полное г...но, никакой фантазии!»

Самой щедрой на расходы партией считают «Единую Россию». На второе место в этом рейтинге вышла ЛДПР - не зря же в списке у В. Жириновского, по подсчётам экспертов «АиФ», до 30 проходных мест досталось представителям бизнеса. От недостатка средств не страдают пока и другие известные партии. Хотя взгляды на то, как деньги собирать и тратить, например, у СПС и КПРФ разные.

- Коммунисты традиционно рассчитывают на свою разветвлённую структуру - обкомы, райкомы, рядовых активистов, готовых работать не за «бабки», а за идею, - говорит близкий к левому лагерю политтехнолог. - И если какой-нибудь красный обком получит на всё про всё 20 тыс. долл. - это уже много.

Экономию партийных бюджетов эксперты объясняют просто - высокой предсказуемостью итогов выборов. 9 из 11 партий-участниц, если верить соцопросам, вообще могут не преодолеть барьер в 7%. Большинство участвует в забеге по привычке: по принципу «не догоню, так согреюсь».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы