Мы публикуем полный текст беседы.
- Здравствуйте, Сергей Евгеньевич, спасибо, что нашли для нас сегодня время. Как в условиях кризиса работает администрация президента? Прошло ли у вас какое-то сокращение, было ли оно, как на большинстве российских предприятий, в российских ведомствах, закончилось ли?
- Администрация работает устойчиво. Действительно, в феврале месяце я поручил подразделениям администрации произвести сокращение на сто единиц. Это было сделано. Мы провели сокращение и сметы расходов администрации президента. Работаем в условиях кризиса. Устойчиво. Если вы спрашиваете о том, планируем ли мы провести какие-либо дальнейшие изменения в структуре администрации, то я ответил бы так на этот вопрос: структура администрации должна соответствовать объему и характеру задач, которые перед администрацией стоят в каждый данный момент времени. На мой взгляд, нынешняя структура оптимальна, она полностью соответствует решению тех задач, которые стоят перед администрацией.
- Можно сказать, что сокращение было полезно?
- Сокращение было полезно, оно произведено - сокращение и штатной численности и финансирования.
- Как проходит на сегодняшний день формирование кадрового резерва, влияет ли на это кризис каким-то образом?
- Безусловно, это была важная инициатива президента по формированию кадрового резерва - президентского, федерального и резерва на уровне субъектов Федерации. Вы помните, что к началу года резерв был в основном сформирован на уровне так называемой президентской сотни, тысячи. Шло активное и продолжается пополнение резерва федерального, по объему он составляет сейчас порядка 5 тысяч человек, а объем резерва субъектов Федерации - около 30 тысяч человек. Ну и это не просто цифры, это не просто сигнал, хотя и сам сигнал имел определенное и вполне большое значение для общества. Из первой президентской сотни около 10 человек получили новое назначение. Из так называемого резерва субъектов Федерации, который, как я уже сказал, составляет около 30 тысяч, примерно 150 новых назначений на различные уровни управления как в органы государственной власти субъектов РФ, так и в предпринимательский сектор. Действительно, это была важная инициатива. Она работает. Если вы спрашиваете, как будет организована работа с резервом в дальнейшем, то сейчас мы ведем работу совместно с ведущими учебными заведениями, такими как Академия народного хозяйства при правительстве РФ, Академия государственной службы. Учебные заведения готовят программы, по которым в случае необходимости участники вот этой программы будут получать дополнительную подготовку. Если говорить о президентской сотне и тысяче, то, помните, первая встреча с президентом – это отдельных представителей, человек 30, прошла 4 марта, на мой взгляд, прошла успешно. Мы будем планировать такие встречи с кандидатами сотни и тысячи не только с президентом, с председателем правительства, с руководителями министерств, ведомств, но и консультациями с успешными бизнесменами, которые имеют больший опыт работы, больший опыт решения глобальных задач, чем те молодые управленцы, может быть, не очень молодые управленцы, которые находятся вот в этой сотне и тысячи.
- Я на самом деле хотела спросить о критериях отбора прежде всего.
- Прежде всего это успешность, это готовность и способность решать новые новаторские задачи.
- Вы отметили, что на местах очень активно подключились к этому проекту. Здесь, наверное, стоит сказать о том, что партия «Единая Россия» активно предлагает свои кандидатуры. У меня вопрос: а другие партии имеют ли возможность выступать со своими инициативами, со своими предложениями и предлагать их правительству и президенту?
- Возможности равны у всех политических партий, и это очень хорошо, что партии также откликнулись на инициативу президента и начали формировать свой резерв кадровый. Это говорит о том, что партии вовлечены в такую активную жизнь нашего государства. Но, как я уже только что сказал, главный критерий при отборе кандидатов должен быть – профессиональная пригодность, целеустремленность, способность решать масштабные задачи, новаторское мышление, а не вовсе принадлежность к той или иной политической партии, а уж тем более политической ангажированности.
- Судя по тому, что сотня быстро стала тысячей, появились, кроме федерального резерва, региональные резервы, в нехватке таких профессионалов государство не испытывает?
- Государство всегда испытывает нехватку, недостаток, большую потребность в кадрах. Собственно, этот проект должен хотя бы частично решить эту задачу.
- Социологи недавно предоставили очень любопытную информацию. Большинство, критическое большинство молодых специалистов стремятся попасть на работу либо в госструктуры, либо в монополии. Самыми желаемыми местами работы становятся администрация президента, Сбербанк, «Газпром»… На ваш взгляд, с точки зрения развития бизнеса и экономики в целом не является ли это некой сомнительной тенденцией?
- Я не вижу в этом (чего-то сомнительного). Если сначала говорить о государственной службе и о желании молодых людей прийти на государственную службу, то это надо приветствовать. Ведь государственная служба, или, иными словами, служение государству не за страх, а на совесть – что может быть лучше этого? Ну а тем более все-таки стабильные условия, возможность видеть перспективу. А на государственной службе эта перспектива есть, и пословица «Какой солдат не хочет быть генералом?» в равной степени действует в любой сфере деятельности, в том числе и в государственной службе. Вы назвали несколько ведущих компаний, куда тоже бы хотели пойти на работу молодые люди в соответствии с этими исследованиями, я тоже результат этого исследования знаю – «Газпром», «Роснефть», Сбербанк – это тоже объяснимо. Во-первых, это раскрученные бренды, во-вторых, понимание стабильности, поскольку сами эти компании - они являются такими ключевыми, во многом системообразующими предприятиями российской экономики, поэтому совершенно не странно желание молодых людей попасть на работу в эти ведущие компании нашей страны. Это, на мой взгляд, не должно мешать и не мешает политике государства по укреплению иных секторов экономики, в том числе предпринимательского сектора и малого бизнеса. И конечно, государство заинтересовано в том, чтобы вот как раз вот этот сектор рос, чтобы в сектор малого бизнеса шли молодые талантливые люди, молодые управленцы. На мой взгляд, за последние годы государство сделало немало для укрепления правовой базы малого бизнеса, для поддержки предприятий малого бизнеса, и даже в условиях экономического кризиса. Ведь совсем недавно были приняты решения об увеличении предельной величины дохода малых предприятий. Малое предприятие имеет право на упрощенное налогообложение. Были приняты решения о снижении тарифов подключения к электрическим сетям, по ограничению сроков, когда это подключение должно произойти и так далее. То есть государство поддерживает мотивацию молодых людей, талантливых молодых людей – дает им возможность или основать свой новый бизнес или стать компаньонами уже существующего бизнеса.
- Создает условия, чтобы администрация президента не была пределом мечтаний для молодого специалиста, который ищет работу?
- Абсолютно. И в этом два очень серьезных и политических, и экономических аргумента. Во-первых, конечно, даже малый бизнес должен стать основой и экономического роста, и экономического благосостояния страны. Чем больше сектор малого бизнеса, тем более устойчивее и здоровее экономика. И потом – малый бизнес, это, конечно, основа так называемого среднего класса, который в свою очередь служит основой демократического государства, демократического общества.
- Приоритетом для государства является борьба с коррупцией и исполнение тех новых антикоррупционных законов, которые были приняты в течение года. Как вы оцениваете правоприменительную практику? И какие из существующих и вновь созданных механизмов кажутся вам наиболее эффективными?
- Сама коррупция – это сложное явление. Социально юридическое явление. Многофакторное. Поэтому бороться, преодолевать коррупцию следует по всем возможным направлениям. Я имею в виду и совершенствование законодательной базы, и изменение в целях преодоления коррупции системы государственного, муниципального и хозяйственного управления, и повышению правовой грамотности населения. Работа идет по всем трем направлениям. Был утвержден и национальный план преодоления коррупции. С точки зрения совершенствования законодательной базы в конце прошлого года был принят целый пакет антикоррупционных законов. С точки зрения совершенствования государственного управления, государственной службы – принято новая трехлетняя федеральная программа развития государственной службы. Сейчас находится в работе пакет указов президента, который будет регулировать порядок предоставления широкой категории государственных служащих и руководителей государственных корпораций и фондов сведений о своих доходах, имуществе и имущественных обязательствах. И, конечно, большой комплекс работы ведется в сфере государственного управления с тем, чтобы снизить издержки бизнеса и объем государственного администрирования в сфере экономики. Это и внедрение административных регламентов предоставления государственных услуг, внедрение электронных технологий с тем, чтобы различные административные процедуры были прозрачны, публичны. Такие процедуры как организация конкурсов на предоставление государственных и муниципальных услуг, управление государственным имуществом, предоставление различных лимитированных ресурсов как частотные ресурсы, природные ресурсы, и так далее. Работа идет по всем этим направлениям. И я хочу сказать, что мы начинаем работать в соответствии с международными стандартами преодоления коррупции. Тем более что Россия присоединилась к двум основным международным конвенциям по борьбе с коррупцией.
- Сотрудники администрации президента тоже готовили и подавали декларации о доходах?
- Да, мы сделали это так же, как это сделал президент. Для меня это тоже не новая задача. Будучи членом правительства, я в предыдущие годы дважды вместе со своими коллегами опубликовывал сведения о своих доходах, об имуществе в наших российских газетах.
- Важной частью вашей работы является поддержка связей с регионами. По каким принципам, по каким критериям сегодня оценивается деятельность успешной или менее успешной деятельности губернаторов?
- Конечно, мы заинтересованы в формировании сильного и эффективно губернаторского корпуса, потому что от руководителя субъекта федерации во многом зависит состояние экономики, состояние социального сектора, политическое здоровье региона. Четыре блока критериев я бы выделил. Первый – это показатели, которые содержатся в ежегодном докладе правительства президенту по эффективности использования региональных ресурсов, в том числе бюджетных. Это и макроэкономические показатели, и уровень поддержки малого бизнеса, развитие инженерной и социальной инфраструктуры, уровень безработицы и занятости населения. Это первый блок. Второй блок показателей характеризует степень доверия со стороны населения по отношению к губернаторам. Мы ведем системный мониторинг этих показателей. Это очень важно, чтобы руководитель региона пользовался доверием со стороны своего населения. Третья группа показателей характеризует уровень преступности, а главное, эффективность борьбы с преступностью со стороны правоохранительных органов, правоохранительных структур. Мы ведем мониторинг и этих показателей через полномочные представительства президента. Ну и в последние полгода образовался, я бы сказал, четвертый блок показателей, которые характеризуют успешность реализации антикризисных программ. Такие программы приняты во всех регионах. Во всех регионах под руководством губернаторов созданы соответствующие штабы или комиссии, по-разному это может называться, поэтому мы ведем постоянный мониторинг реализации этих антикризисных программ.
- И как часто вы подводите итоги?
- Постоянно.
- Одним из важных международных событий, которое произойдет в России в ближайшее время, будет Петербургский экономический форум. Совершенно очевидно, что настроение участников форума, как и руководителей страны и деловых кругов, будет существенно отличаться от прошлогоднего форума. Предстоят новые задачи, новые акценты в условиях кризиса. В связи с этим я хотела бы обратить внимание на следующее мероприятие, которое пройдет сразу после форума, – Зерновой форум. Он будет не менее представительным. Означает ли международное обсуждение проблем сельского хозяйства, проблем зерна в частности, появление некоего нового приоритета в глобальной экономике?
- Сам по себе Петербургский экономический форум стал уже значительным событием в международной экономической жизни. Зерновой форум проводится впервые, и сам факт проведения Международного зернового форума в России, в данном случае в Петербурге, говорит об авторитете России, авторитете российских производителей зерна на мировом рынке. Я напомню, что в прошлом году Россия вошла в четверку крупнейших экспортеров зерна. Это само по себе важное событие, тем более что если учесть, что зерно в структуре мирового продовольствия занимает порядка 40%. Для справки: мясо около 3%, овощи и фрукты – 17%.
- Хлеб всему голова.
- Хлеб всему голова. Видите, какая роль зерна вообще в структуре мирового продовольствия. И вы спросили, почему эта тема становится важной сегодня в условиях экономического кризиса. Надо вспомнить, что в прошлом году мы констатировали и наступление продовольственного кризиса. Ситуация с продовольствием, тем более с зерном, на мировых рынках по ряду обстоятельств – о них мы много говорили – обострилась. И продовольственный кризис стал частью, с одной стороны, мирового экономического кризиса, а с другой стороны, эксперты, и, я думаю, это будет подчеркнуто и на Зерновом форуме, считают, что решение проблем продовольственной безопасности может стать одним из локомотивов выхода мировой экономики из кризиса. И в этой связи, конечно, важной становится координирующая роль мирового сообщества в лице различных международных организаций, прежде всего, сельскохозяйственной организации ООН – ФАО. Ее роль - в координации усилий всех стран, а прежде всего, крупнейших производителей и экспортеров зерна с тем, чтобы мировой рынок зерна стал прозрачным, с тем чтобы были установлены справедливые условия работы всех участников этого рынка. И Россия здесь должна сказать свое слово.
- И последний вопрос, Сергей Евгеньевич. По воле России, в силу исторических и политических обстоятельств появились два новых государства – республики Абхазия и Южная Осетия. Так или иначе Россия несет за них ответственность. Южная Осетия готовится к парламентским выборам. Как вы прокомментируете, как вы оцениваете политическую и экономическую ситуация в республике в этот момент?
- Сразу скажу, ситуация, конечно, непростая. В результате совершенно циничной агрессии режима Саакашвили был нанесен большой ущерб Южной Осетии и Абхазии. Существенно была разрушена и социальная, и инженерная инфраструктура. Большие человеческие жертвы. Россия, конечно, не могла оставаться в стороне. Помогла, может быть, даже спасла Южную Осетию и югоосетинский народ от уничтожения. И у самого народа не было, не оставалось другого выхода, как только провозгласить свою независимость. И Россия, безусловно, признала независимость Южной Осетии. Сейчас идут большие восстановительные работы по восстановлению инженерной, социальной инфраструктуры. Хорошо, что возобновили работу демократические институты государственной власти. И в этом смысле, конечно, важным является событие, о котором вы только что сказали, - это предстоящие 31 мая парламентские выборы, которые, я уверен, подтвердят избранный путь на независимость, на укрепление южноосетинской государственности и, очень важно, на незыблемость Конституции и ее норм. И на недопустимость изменения Конституции в угоду каким-либо политическим изменениям. Россия оказывала и будет оказывать Южной Осетии всю необходимую экономическую, политическую, а если нужно – и военную помощь.
- Я благодарю вас за это интервью.
- Спасибо.
Источник: www.vesti.ru