Своими ощущениями от участия в этой процедуре поделился В. Лысаков, действующий депутат Госдумы и сопредседатель московского штаба Общероссийского народного фронта.
Кто, если не я?
Екатерина Бычкова, «АиФ»: Вячеслав Иванович, как вы оцениваете прошедшие праймериз?
Родился в 1953 г. в Подольском районе Московской области. Когда ему было 2 года, семья переехала в Москву. В 1981 г. окончил Московский областной государственный институт физической культуры и возглавил учебно-спортивный отдел в ВДСО «Трудовые резервы». В 1984 г. уехал работать на Камчатку простым матросом рыболовецких судов. В 2005 г. занялся общественной деятельностью, организовал движение «Свобода выбора». В 2015 г. с отличием окончил РАНХиГС по специальности юриспруденция.
Для меня было честью участвовать в предварительном голосовании по Кунцевскому одномандатному округу Москвы. Я вообще считаю, что человек должен избираться там, где живёт. А меня со своим округом многое связывает. На улице Ярцевской прошли моё детство, юность, молодость и большая часть жизни. В ходе подготовки к предварительному голосованию общался с жителями многих районов. Это были по-настоящему душевные, искренние и доброжелательные встречи.
- Но, наверное, речь на них шла всё больше о проблемах...
- Да, москвичей заботит состояние дворов, детских площадок, своих подъездов, крыш над головой, парковок и, конечно же, растущие тарифы на коммунальные услуги. Кроме того, людям нужны доступные и надлежащего качества медицинские услуги. Кстати, после окончания медучилища я работал фельдшером выездной бригады реанимации и систему здравоохранения знаю не понаслышке. Могу судить, как дела обстояли тогда и как сейчас - в условиях реформы здравоохранения.
Скидка для «вежливых»
- Вы баллотируетесь в Госдуму на второй срок. Каких результатов удалось достичь в нынешнем созыве?
- Если говорить о законотворческой деятельности, то кратко результаты можно охарактеризовать так: 54 законопроекта, 33 из которых стали федеральными законами.
Первый законопроект, который мы с коллегами из ОНФ внесли в Госдуму, предусматривал запрет для чиновников любого ранга иметь денежные счета и любые финансовые инструменты за границей. Кстати сказать, его соавторами стали представители всех фракций. Для нас было особой честью, что поправки внёс и президент страны.
- Но всё же как законодатель вы набрали популярность, защищая права автомобилистов.
- Да, с этим-то я и шёл в Госдуму. Рад, что удалось добиться отмены «нулевого промилле» - теперь в законодательство включено понятие о «возможной суммарной погрешности измерений». С 1 января этого года вступил в силу мой законопроект для «вежливых водителей» - о 50%-ной скидке на штраф при его уплате в течение 20 дней, а в прошлом году - запрет на эвакуацию автомобиля в присутствии водителя. По моей инициативе закон стал лояльнее к автомобилистам и в другом: сотрудники ГИБДД теперь не могут снять номерные знаки, отменена обязательная эвакуация в случае, если водитель забыл права, введена уголовная ответственность за кражу номеров, появился альтернативный штраф за первый выезд на полосу встречного движения - вместо безальтернативного лишения водительского удостоверения.
Но, конечно, не все проблемы водителей решены. Одна из них - огромное количество запрещающих знаков. Сейчас за эвакуацию машины автовладелец должен заплатить до 7 тыс. руб. за легковой автомобиль, прежде чем забрать его со штрафстоянки. При этом нет никаких правовых оснований требовать предварительную оплату за возвращаемый автомобиль, ведь водитель ещё не признан судом виновным. А вернуть оплаченный аванс за эвакуацию очень сложно. Поэтому я инициировал поправку, отменяющую предоплату при возврате автомобиля со штрафстоянки, в правительственный законопроект. После рассмотрения нижней палатой парламента документ вступит в силу. Это случится, скорее всего, 1 сентября.
- С чем идёте на предстоящие выборы?
- В приоритете, безусловно, решение социальных проблем. Горожане, например, беспокоятся относительно траты средств, собираемых на капитальный ремонт. Это вполне оправданно, учитывая, что московский тариф выше, чем в других регионах. Люди, естественно, задаются вопросом: как эти деньги будут потрачены? Поэтому так важно создавать механизмы общественного контроля за расходованием средств в сфере ЖКХ.
Такие механизмы, на мой взгляд, позволят следить и за реализацией реформ здравоохранения, образования, многих других программ.
Никогда не поздно отстоять права
- Продолжите решать проблемы автомобилистов?
- Очень хочется добиться запрета на эвакуацию автомобилей из-под запрещающих знаков. Штраф автовладельцу всё равно придётся заплатить за нарушение правил парковки, но его автомобиль не увезут уже через 5 минут после того, как он, например, забежал в аптеку (речь, конечно, не идёт о случаях грубого нарушения ПДД - стоянке на тротуаре или пешеходном переходе, остановке вторым рядом или на трамвайных путях). Знаю, что провести такую инициативу будет непросто, но она существенно сократит возможности для злоупотреблений.
- В какой момент жизни некоторые люди понимают - пора в политику? Когда сталкиваются с несправедливостью? Или когда уверены, что достаточно компетентны в своей сфере?
- Честно говоря, никогда в жизни не задавался целью стать депутатом. Если бы в 2005-м, когда я организовал первые протесты по поводу запрета праворульных автомобилей, мне сказали, что буду депутатом, став первым народным избранником, который приезжает в парламент на праворульной машине, ни за что бы не поверил...
В начале 1990-х я ремонтировал японские машины в своём гараже. Тогда же у меня появилась первая «праворулька», Toyota Mark II. Это было что-то! С тех пор я стал поклонником праворульных машин на долгие годы. Но главное - такие машины были действительно доступным и комфортным средством передвижения для многих жителей нашей страны, особенно восточной её части.
Вот почему инициатива ввести запрет на эксплуатацию машин с правым рулём в 2005 г. стала для меня, как, впрочем, и для очень многих граждан, настоящим ударом. Мне совсем не хотелось расставаться со своим автомобилем. Я понимал, что таких, как я, сотни тысяч. И все потеряют возможность в столь трудное время ездить, подрабатывать, возить семьи на отдых, элементарно привезти с дачи два мешка картошки. (Хотя у меня вообще дачи нет. Сейчас вот надумал купить участок и деревянный домик там поставить.)
Я был уверен, что наши права можно отстоять. Собрал единомышленников на сайте любителей правых рулей и позвал их на акцию протеста. В результате инициировал создание общественного движения в защиту прав автомобилистов «Свобода выбора». Мы провели десяток акций протеста. Однако я понимал, что нужен конструктивный диалог с властью: протестовать можно бесконечно, но главная цель - решить проблемы. И мы добились того, что власть нас услышала. Наше движение стало общественной силой.
- И в вас разглядели политика?
- 7 мая 2011 г. меня вместе с 17 коллегами, известными своей общественной деятельностью, пригласили на встречу с Владимиром Путиным - тогда главой правительства, который предложил нам стать членами федерального координационного совета Общероссийского народного фронта, об идее создания которого он накануне сообщил в Волгограде. А в конце 2011 г. меня избрали депутатом Госдумы. За время работы в парламенте окончил юридический факультет РАНХиГС. Считаю, что учиться, как и влюбляться, никогда не поздно.