Региональные центры контроля над средствами фото- и видеофиксации вскоре могут быть упразднены; на смену им придёт Единый федеральный центр. Об этом АиФ.ru рассказал автор инициативы, депутат Госдумы от фракции «Единая Россия», лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков. По его словам, инициатива уже обсуждалась и встретила поддержку со стороны всех заинтересованных ведомств. В качестве причины грядущей реформы депутат назвал массовые случаи фальсификации «писем счастья» в регионах.
Кроме того, по мнению парламентария, региональные власти видят в камерах лишь техническое средство для пополнения бюджета. Несобранные штрафы заранее закладываются в бюджет, и от ГИБДД требуется выполнение «плана». Это приводит к тому, что камеры расставляются не в тех местах, где они могли бы предотвратить нарушения ПДД, а там, где они наименее заметны для водителей.
«Такие действия искажают саму идею видеофиксации как меры профилактики нарушений. Кроме того, циничная политика „доения“ автомобилистов подрывает доверие к федеральной власти. Люди начинают думать, что всё это происходит по указке из Москвы. В Краснодаре это уже обернулось взрывом общественного недовольства, другие регионы на подходе. Нет уж, пускай местные чиновники только стёкла камерам протирают и за проводами следят, а возможности управлять системой их необходимо лишить», — подчеркнул Лысаков.
Напомним, что скандал с фальсификацией штрафов разгорелся в январе прошлого года в Краснодаре. Поток «писем счастья» нарастал от месяца к месяцу, пока не превратился в абсурдную лавину: так, например, 22-летнему менеджеру Филиппу Баскакову за 30 дней пришло 109 постановлений. Просматривая квитанции, молодой человек обнаружил, что все они выписаны одной и той же камерой на Ростовском шоссе. Временной интервал между некоторыми снимками не превышал минуты. Сначала была выдвинута версия, что система сбоит сама по себе (ГИБДД даже провело внеплановую проверку), однако вскоре обнаружились следы явной фальсификации. Например, «письма счастья» с камер, установленных в разных частях города, приходили с одной и той же фотографией автомобиля. Или на снимке была изображена передняя часть машины, а направление движения указывалось как «попутное» (значит, камера должна была снять автомобиль сзади). Другой пример: информация, содержащаяся в распечатке оригинального файла камеры, не соответствовала сопутствующей квитанции, выписанной вручную. Скорость на фотографии могла быть указана 82 км/ч (эта информация генерируется автоматически и защищена цифровой подписью), а в квитанции — уже 90 км/ч, и так далее.
Кроме того, в квитанциях предлагалось оплатить штраф через SMS на номер, который, как выяснилось в ходе расследования, принадлежал Обществу с ограниченной ответственностью, председателем которого являлся некий индивидуальный предприниматель Романов. Однако по указанному в квитанции адресу никакого «ООО» обнаружить не удалось. Как утверждают автомобилисты, штрафы, оплаченные таким образом, исчезали с сайта ГИБДД не сразу, а через несколько суток.
«Нам приходилось сталкиваться с такими жалобами, — подтвердил АиФ.ru лидер Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. — человек говорит, что не был в том месте в тот день, а штраф ему пришёл. Или камера неправильно определила скорость. Сложно сказать, намеренная это фальсификация или просто ошибка. Но если учесть, что в регионах возник опасный симбиоз коммерческих фирм, а-ля „Рога и копыта“, которые занимаются обслуживанием камер, и ГИБДД, то всё может быть. Поэтому я всецело за единую централизованную систему фото- и видеофиксации»
Такого же мнение придерживается и глава «Синих Ведёрок» Пётр Шкуматов: «Отличная идея, полностью поддерживаю депутата. И даже предлагаю Вячеславу Лысакову пойти ещё дальше: пускай деньги от штрафов будут поступать не в региональный, а в федеральный бюджет. Тогда не будет возникать даже соблазна, как это случилось в Краснодарском крае, закрывать бюджетные дыры, рисуя поддельные постановления».
Отметим, что в скором времени дорожные камеры значительно «поумнеют»: они смогут отслеживать не только превышение скорости, но и ряд других нарушений. Например, проезд на красный свет, движение по обочине и выезд за стоп-линию на перекрёстке. Кроме того, камеры научатся строить траектории движения людей и транспортных средств — и будут штрафовать за отказ пропустить пешехода на «зебре».