Более четырнадцати тысяч аварий с погибшими и пострадавшими произошло с января по ноябрь текущего года по вине пьяных водителей — такие данные приводит пресс-служба ГИБДД. Несмотря на то, что с осени наказание за управление автомобилем в нетрезвом виде было ужесточено (до 50 тысяч рублей штрафа и 3 лет лишения прав), статистика только ухудшилась: это на 11,2 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Суммарно доля пьяных аварий составила почти 9 % от общего числа тяжёлых дорожно-транспортных происшествий.
Почему же принятые до сих пор меры не возымели эффекта? И что, наконец, заставит российских водителей протрезветь? С такими вопросами АиФ.ru обратился к первому зампреду думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеславу Лысакову.
«Прежде всего, какую-то прямую зависимость в этих цифрах выявить сложно, — отметил парламентарий. — Ежегодно два миллиона людей получают водительские удостоверения и становятся автомобилистами. То есть, количество нарушений также должно пропорционально возрастать. К сожалению, это неизбежно».
С другой стороны, продолжил первый зампред думского комитета, сказывается усиленная профилактическая работа ГИБДД. Увеличившееся за последний год количество рейдов, направленных против пьяных водителей, позволило выявить нарушителей, которые раньше просто никогда не попадались. Если смотреть с этой позиции, то прирост раскрываемости в 11 % — неплохой показатель, свидетельствующий о пристальном внимании к данной проблеме и эффективной работе автоинспекции.
«Мы ещё не исчерпали возможности санкций в отношении нетрезвых водителей, — подчеркнул Лысаков. — Штрафы из "первого пакета" ужесточений едва ли могут остановить злостных нарушителей. А вот уголовное наказание, которое с 1 июля следующего года будет грозить человеку, повторно пойманному за рулём подшофе, станет хорошим отрезвляющим фактором. "Отморозков", которые плевать хотели на закон, мы просто уберём с дороги; они получат реальные сроки. А законопослушный человек, испытывающий искушение выпить сто граммов за праздничным столом, едва ли позволит себе это сделать, зная, что может лишиться 300 тысяч рублей и поставить несмываемое пятно на репутации».
Напомним, что в минувшую пятницу Госдума приняла во втором чтении законопроект, вводящий уголовное наказание за повторное управление автомобилем в нетрезвом виде, а также поднимающий максимальную планку штрафа за это правонарушение до 300 тысяч рублей. Уголовным преступлением станет и повторный отказ от медицинского освидетельствования. Кроме того, документ вводит минимально допустимый срок лишения свободы для виновников «пьяных» ДТП с жертвами — 2 года, если пострадавший один, и 4 года, если пострадавших несколько. Депутаты посчитали необходимым это сделать, так как сегодня суд нередко назначает виновнику аварии условное наказание.
Усиление борьбы с пьянством за рулём началось в 2012 году, после резонансной аварии на Минской улице в Москве. Тогда нетрезвый водитель не справился с управлением и на большой скорости протаранил остановку, где дожидались автобуса подростки из детского дома и их воспитатели. Погибло семь человек; виновник аварии получил 8,5 лет колонии.
Помимо увеличения «пьяных» аварий, автоинспекция также отмечает значительный рост дорожно-транспортных происшествий по вине плохих дорог (+23,3 %, 47,8 тысяч ДТП), а также из-за неисправности транспортных средств (+48,4 %, 1,38 тысяч ДТП). Однако общая динамика всё-таки положительная: за 11 месяцев в России произошло 185,7 тысяч аварий, что на 1 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество погибших составило 24,3 тысячи человек (-5,3 %), а раненных — 235,3 тысяч человек (-1,2 %).