Особая каста
Чиновники с воодушевлением восприняли известие о повышении пенсионного возраста. И даже возможная отмена большого бюрократического соцпакета их не напугала.
Пора и честь знать?
По задумке Минтруда, пенсионный возраст для госслужащих будет повышен до 65 лет. Впрочем, и сейчас специальными решениями предельный возраст, после которого чиновник должен отправиться на заслуженный отдых, могут отодвигать с 60 до 65, а для судей планку подняли до 70 лет. Фактически для особой касты россиян продлевают возможность пользоваться всеми чиновничьими благами лишние 5 лет. Сегодня они спокойно раскатывают на комфортных служебных авто, летают бизнес-классом через ВИП-залы. Лечатся в престижных ведомственных поликлиниках и больницах, отдыхают в приличных санаториях и пансионатах не только чиновники, но и их родственники. Естественно, всё это по льготным ценам, а то и вообще за бюджетный счёт.
Правда, в правительстве решили изрядно урезать бюрократический соцпакет. По словам замминистра финансов Максима Орешкина, в рамках оптимизации расходов на госаппарат решено отказать многим слугам народа в услугах повышенной комфортности. Все вышеперечисленные оставят министрам. А их подчинённых, например, отлучат от персональных водителей: надо ехать — заказывай в гараже машину. В таком режиме жён и тёщ за казённый счёт особо не покатаешь, но и ближе к народу не окажешься. Под сокращение может попасть и оплачиваемый отпуск: сейчас чиновник-руководитель гуляет 45 календарных дней, его подчинённый — 40. А уже в следующем году будет максимум 30 дней. Есть в правительстве и ещё одна смелая, но вряд ли осуществимая идея — платить чиновникам премии не просто так, а за результат...
Кстати, предусмотрено и пресловутое сокращение штатов. Правда, весьма своеобразное и, конечно же, не за счёт привилегированных начальников: просто около 20% «обеспечивающих специалистов», которые занимаются документацией, оцифровкой данных, финансово-экономической работой и т. д., могут формально лишить статуса госслужащих. А у этих людей не самые высокие зарплаты и практически нет никаких льгот.
Не имей сто рублей
Впрочем, эксперты уверены: даже после такого обрезания благ с госслужбы никто не побежит. Люди всё равно будут держаться за свои кресла руками и ногами. Почему? Ситуацию для «АиФ» разъяснил Дмитрий Журавлёв, гендиректор Института региональных проблем. Он когда-то сам работал во власти, в том числе в аппарате полпреда президента в одном из федеральных округов, и знает эту кухню не понаслышке.
«Кроме легальных у чиновников есть и нелегальные доходы. Я даже не говорю о взятках и прямом воровстве: скажем, если вы оперируете крупными суммами, то вам достаточно распорядиться о том, чтобы подержать бюджетный миллиард в дружественном банке пару недель, прежде чем деньги переведут по назначению. Банку прокрутка таких сумм выгодна, и он вас отблагодарит. И это лишь одна из множества возможностей». Неслучайно в последние 15 лет резко вырос конкурс в вузы на специальность «госуправление». «Несколько лет назад социологи спросили у людей, какую профессию вы меньше всего уважаете и в какой профессии вы хотели бы видеть своих детей. Ответ был одинаковый — профессия госслужащего».
Вообще, по уровню благосостояния властную элиту можно разделить на 3 категории, говорит наш эксперт. Первая — это депутаты, благосостояние которых ежегодно только растёт. Их льготы особо не урезаются. Вторая категория — федеральные чиновники. Планы Минфина по оптимизации коснутся их в наибольшей степени, но при этом и возможностей для обогащения у них побольше. Наконец, третья категория — региональные слуги народа. Они полностью зависят от губернаторской милости. «В регионах нижняя прослойка чиновников победнее — это те, кто сидит, например, в аппарате областной власти. Но у чиновников рангом повыше есть очень большие губернаторские доплаты, которые пока не тронут», — поясняет Дмитрий Журавлёв. Всё в порядке у региональных бюрократов и со льготами. Точнее, они им не очень-то и нужны. «Например, зарплата у вице-губернатора, может, и не заоблачная (в среднем 120-150 тыс. в месяц, тогда как у депутатов Госдумы — около 370 тыс. — Ред.), но на фоне зарплат в его регионе — довольно приличная. А льготы такому начальнику особо и ни к чему. Если даже сам он курирует не здравоохранение, а образование, то без качественной медпомощи не останется. Потому что у его коллеги, отвечающего за медицину, есть дети, которых нужно устроить в хорошую школу... Вот и помогают друг другу начальники управлений, министры и т. д. Когда ты попадаешь в больницу “от Иван Иваныча”, медицина для тебя точно будет бесплатная и на высшем уровне. И потом, молодёжь у нас рвётся даже не к зарплатам и привилегиям, а к возможностям. Дал своему папе-бизнесмену крупный заказ на строительство дороги в области — и вся семья до конца своей жизни обеспечена».
Несокращаемые
Кроме повышения возраста выхода на пенсию несколько месяцев назад в правительстве в очередной раз обсуждали планы радикального сокращения количества чиновников.
Павел Кудюкин, доцент департамента государственного и муниципального управления ВШЭ:
— Подобные сокращения анонсируются примерно раз в два года. Но, пожалуй, реально количество чиновников в последний раз сокращалось... почти 95 лет назад, при переходе к новой экономической политике (НЭП). После этого их число неуклонно росло — что в СССР, что в России.
Обычные люди, естественно, не знают, сколько в стране слуг народа. К тому же чиновниками у нас ошибочно считают и сотрудников различных контор в ЖКХ, и сотрудников железнодорожных касс, и руководителей компаний с госучастием, и депутатов... В народе сложилось представление о чиновниках как о некой касте сидящих за офисными столами людей, которые на всех остальных смотрят свысока: «Ходят тут всякие, работать мешают». Качество работы госаппарата и «контор» многих не устраивает, возникает ощущение, что их слишком много. А власть изредка реагирует на такие настроения и обещает чиновников сократить. Хотя количество непосредственно госслужащих в РФ не превышает показателей большинства других государств. Не исключено даже, что для удовлетворения всех нужд граждан нам нужно больше чиновников, но только более образованных, ответственных и эффективных.
А вот с этим как раз загвоздка. Любая бюрократическая структура, предоставленная сама себе, имеет склонность лишь к разрастанию, а не к повышению эффективности. Чиновники предпочитают создавать работу друг для друга, а не заниматься полезными для общества делами. В этой системе координат чем больше у начальника подчинённых, тем лучше.
Текучесть чиновных кадров у нас довольно высокая в отличие от большинства развитых стран мира, где занятость на госслужбе даёт едва ли не самую стабильную и достойно оплачиваемую работу. С другой стороны, даже если госорган в России сократили или реформировали, «стая чиновников вскоре перелетает на другую ветку». Главными проблемами становятся застой, снижение квалификации, ухудшение качества работы государственных и муниципальных учреждений.
Кто в резерве?
О создании «целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной элиты в нашей стране» в Кремле задумались в 2008 г. Для этого решили создать общероссийский резерв управленцев, а начать с «президентской сотни». Федеральный и региональные резервы насчитывают сегодня тысячи человек. А в президентском сейчас числится полторы сотни человек.
В первом списке (2009 г.) среди 100 президентских резервистов кроме чиновников было 32 представителя бизнеса и 9 - науки, образования и общественных организаций. Из того списка минимум треть получили серьёзные назначения. Так, ректор МИСИС Д. Ливанов стал министром образования и науки РФ, гендиректор Центра информационных технологий Татарстана Н. Никифоров - министром связи и массовых коммуникаций РФ, а президент UFG Capital Partners М. Мишустин - главой Федеральной налоговой службы. На повышение - в т. ч. на губернаторские и министерские посты - перемещались и «запасные» чиновники. Хотя осечки тоже случались. Бизнесмен из «медведевской» сотни Л. Меламед сегодня под следствием, а экономист С. Гуриев - в эмиграции.
В 2015 г. в президентском резерве - лишь 9 представителей общественности и бизнеса, большинство - чиновники второго ряда из федеральных министерств и региональных правительств, заместители глав регионов, мэры городов. Интересно, что 6 человек из нынешнего списка числились ещё в первом, 6 лет назад, - так с тех пор и ждут своего часа... «Время от времени наша власть задумывается об омоложении кадров, - комментирует Ольга Крыштановская, социолог, руководитель «Лаборатории Крыштановской». - Некоторые резервисты иногда «выстреливают» на высокие посты. Но в целом результаты незначительные. И многие «счастливчики», попадая в кадровый резерв, потом начинают нервничать: мол, когда уже нас куда-нибудь назначат?»