Праймериз «Единой России» в Краснодарском крае вызвали небывалый резонанс в политических кругах. Борьба со скандалами, интригами, расследованиями — это нетипично для самого консервативного (до недавнего времени) региона. Состав кубанского парламента, казалось, уже можно использовать в качестве бронзового украшения города, но результаты предварительного голосования повеяли свежим ветром перемен.
Первое, что бросается в глаза: в числе выбранных — сразу три действующих вице-губернатора, три руководителя муниципалитетов и заместитель министра. Беспрецедентное представительство исполнительной власти на выборах в кубанский парламент. В чём тут дело? Губернатор избавляется от своих замов? Или это очередная многоходовка руководителя-провокатора по принципу «разделяй и властвуй»? Политическая недальновидность или революционное управление? Наши корреспонденты проанализировали, что происходит в верхушке власти.
Дерзкая арифметика
На самом деле ЗСК затрясло ещё в феврале, когда Кондратьев прямо на сессии предложил урезать депутатский корпус до 70 человек. Законодатели не проснулись, но тут же сдались, поддержав инициативу главы края. Надо сказать, что депутаты ещё хорошо отделались: мог бы «посоветовать» сокращаться и до 45 мандатов, как в Мосгордуме (при почти 15 миллионах жителей). На первый взгляд предложение вполне объяснимо: экономия более 200 млн бюджетных средств! Но смысл, скорее всего, не только в этом: управлять меньшинством всегда удобней, да и конкуренция порождает качество.
— Мы помним те времена, когда ЗСК насчитывало 70 депутатов. И это не мешало эффективно работать, — считает председатель Краснодарской региональной организации Общества «Знание» России Андрей Зайцев. — Буквально несколько лет назад наши законодатели воспользовались правом увеличить численность, как это предусмотрено законодательством, до 100 человек. Опыт показывает, что и 70 депутатов могут эффективно работать, а конкуренция, естественно, возрастёт.
Кто не успел...
Два года назад, зачистив чиновничьи ряды и сократив аппарат, Кондратьев сформировал команду единомышленников с современным проектным мышлением. Ставка на малый бизнес, поддержка фермерства, жёсткая позиция в строительстве, активная инвестполитика — темп был задан. И здесь за инициативами исполнительной ветви власти должна бы поспевать и законодательная, но, видимо, скорости оказались разными. При таком раскладе вполне объяснимо желание Кондратьева усилить депутатский корпус своими людьми.
— Без сомнения, любой руководитель, тем более столь высокого уровня, должен опираться на группу единомышленников, — считает депутат Госдумы РФ Дмитрий Ламейкин. — Формирование в органах власти своей команды не просто логично, а жизненно необходимо. Губернатор не боится получить оценку своей работы со стороны избирателей, выдвигая членов своей команды на выборы. Убеждён, что формирование мощного законодательного органа, который будет работать в тандеме с исполнительной властью, позволит действовать эффективнее.
Сегодня вопросов, которые нуждаются в сиюминутных законодательных инициативах, достаточно. Регионам лоббировать свои интересы в федеральном центре становится всё труднее. Федерация требует от субъектов жизнеспособных предложений, и тут нужны люди-практики, которые во всех смыслах ходят по земле, знают о проблемах и готовы действовать здесь и сейчас.
Что-то новенькое
Вопрос, который тревожит многих: сможет ли ответить требованию времени предполагаемый новый состав? Сейчас он выглядит очень неоднородным. И пока не до конца ясно, сыграет ли ставка Кондратьева. Но понятно одно: это люди, которые не рассчитывают на старые заслуги, а значит, будут не «досиживать», а доказывать. В конце концов, это дело молодости и амбиций.
— Итоги праймериз заставили многих пересмотреть свои взгляды, — считает социолог Антон Хлыбов. — В частности, действующих депутатов, которые проиграли выборы и попрощались с надеждами попасть в новый созыв ЗСК. Первые и вторые места в округах получили кандидаты, которые опирались на политтехнологии, работали над повышением узнаваемости и формированием положительного образа, проводили социологические исследования, чтобы понять проблемы округа. Они участвовали не только в обязательных дебатах, но и организовывали свои мероприятия. Таким образом, ЕР перед стартом избирательной кампании в ЗСК почти на каждом из округов имеет сильного кандидата с прекрасными стартовыми позициями.
А управленцы из краевой администрации и муниципалитетов сделают работу заксобрания более содержательной, уверены эксперты.
— Взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти строится не только на законодательных механизмах, но и на обмене опытом и кадрами, — комментирует Андрей Зайцев. — Поработав в исполнительной власти, специалист уже в качестве депутата лучше представляет, что требуется, например, для повышения эффективности планирования и расходования средств бюджета. Поэтому происходящие подвижки — процесс объективный и востребованный сегодняшним временем.
Кстати, заметное обновление законодательной власти продемонстрировал и федеральный центр. Государственная дума изменилась не только в составе, но и в принципах работы.
— Очевидно, что роль региональных законодательных институций будет возрастать вслед за федеральным парламентом, — считает Тимур Халилов, политолог, научный редактор журнала «Историческая и социально-образовательная мысль». — Именно этим повышением политического статуса регионального парламентария и обусловлена высокая конкуренция за обладание последним.
О том, что происходящие события делаются не без оглядки на Москву, говорит и Хлыбов.
— Сразу три действующих вице-губернатора после выборов 10 сентября перейдут на новый участок работы в ЗСК, и это усилит влияние губернатора, — считает социолог. — Не секрет, что подобные структурные изменения в парламентах регионов, как правило, обсуждаются в Москве. Поскольку они происходят, мы можем предположить, что идеи Кондратьева были поддержаны. Итоги праймериз позволяют нам сделать вывод о сильных политических позициях губернатора, которые укрепятся после выборов.
По мнению политолога Александра Топалова, прошедшие праймериз были сложными, но в высшей степени конкурентными. – То, что несколько депутатов с трудом расстаются со своими мандатами – это прогнозируемый сценарий, – комментирует Топалов. – При этом речь о депутатах, за которых не готовы поручиться их собственные избиратели, которые на этот раз сделали объективный выбор в пользу новых фигур. И им просто остается признать, что партия состоялась не в их пользу
Укрепятся ли позиции самого края, покажет время. Пока же страсти вокруг выборов в ЗСК демонстрируют очевидное: перемены на Кубани не завершились, а вот автор перемен на протяжении чуть более двух лет остаётся одним и тем же.