С 13 мая в Екатеринбурге продолжаются массовые протесты против строительства собора Святой Екатерины на Октябрьской площади — там, где сейчас располагается сквер. Очень быстро новости из столицы Урала стали центральной темой федеральной повестки.
Из-за чего начались протесты?
Храм Святой Екатерины существовал в Екатеринбурге ещё в царские времена. Он был взорван большевиками в 1930 году по решению городских властей. Поводом для сноса стало заявление 37 тысяч трудящихся о том, что храм якобы мешает прокладке канализации, трубопровода и трамвайных линий. На месте храма был разбит парк с фонтаном «Каменный цветок».
Впервые о восстановлении церкви на прежнем месте заговорили в 2010 году. Однако тогда население выступило за сохранение полюбившегося парка с фонтаном. Власти и церковь настаивать не стали и решили искать для храма новое место. Одной из идей стало возведение храма посреди городского пруда. Однако и эта идея не понравилась активным гражданам, которые заявили, что храм может испортить пруд. Городские власти опять уступили.
Чтобы согласовать нынешнее место строительства, в феврале мэрия провела общественные слушания. В них приняли участие чуть больше 3 тысяч человек. В поддержку размещения церкви на нынешнем месте выступили 3107 человек, против — всего 192. Несогласные жители решили продолжить бороться против строительства церкви и обратились в суд. Они попытались доказать незаконность возведения объекта, но суд с ними не согласился.
Наконец, когда 13 мая на сайте строящегося храма появилось сообщение о начале строительства, по соцсетям был брошен клич «прийти на прогулку в сквер», чтобы «предотвратить его гибель».
Кто вышел на «баррикады»?
Среди протестующих против храма действительно немало людей, которые искренне переживают за судьбу сквера. В Екатеринбурге не так много парков. Совсем недавно ради ТЦ «Пассаж» вырубили зеленую рощу на улице Вайнер. Теперь многие граждане обеспокоены тем, что скверов в городе не останется вовсе.
Другая часть недовольных — это местные политические активисты. Например, одной из первых призвала защищать сквер активистка Полина Грейсман, которую местные СМИ называют волонтёром штаба Алексея Навального. Кстати, сам оппозиционер в присущей ему манере также призывал людей выйти на протесты.
Политические активисты — самые заметные участники протестов, хотя их относительно немного среди собравшихся. Именно они создают основной шум вокруг происходящего: то забор повалят, то обрызгают полицейских из оцепления из газовых баллончиков, то начнут драки с правоохранителями.
А некоторые и вовсе ведут себя более чем странно. Например, одна из активисток, называющая себя экзотическим именем Алена Электра Падера Смышляева, стала известна после того, как записала видео с дерева в сквере во время протестов. Смысл видеообращения сводился к тому, что она каждое утро приходит в парк и залезает на любимое дерево, а теперь полиция зачем-то хочет её снять с него. Полиция действительно сняла девушку и доставила в отделение. Новость о задержании активистки облетела многие СМИ, но о том, что её вскоре отпустили, написали немногие.
Некоторые протестующие попытались раздать сотрудникам ЧОПа яйца, «потому что у охранников их нет». Другие водили вокруг полиции хороводы и кричали: «Кто не скачет, тот за храм». Судя по опубликованным видео, среди участников акции было довольно много и подвыпивших граждан.
Вечером 15 мая полиция задержала еще 28 человек. Правда, это были не обычные протестующие, которых никто не трогал, а молодежь в масках, которая кидалась в полицейских туалетной бумагой. Отдельные ребята пытались снести забор и выкинуть его в воду. Далеко не все собравшиеся одобряли эти потасовки, судя по всему, считая отдельных «коллег» по протесту попросту фриками. Однако в целом акции проходили мирно. Над парком то и дело раздавались песни «Гражданской обороны» и группы «Кино».
По словам главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, протестующие против храма в Екатеринбурге делятся на три совершенно не похожие друг на друга группы. К первой, по его словам, относятся те, кто не видит смысла в строительстве храма, потому что они не очень понимают, чем он отличается от обычных светских строительных объектов. Данной категории людей, по мнению Легойды, нужно объяснять, что строительство храма не ставит целью уничтожение парка. «Надеюсь, в конце концов такие протестующие будут крестить своих детей в том храме, который им якобы мешал», — говорит Легойда. Вторая группа — это люди, которые с ненавистью относятся к любой вере и верующим. Третья — это убежденные оппозиционеры, которые готовы использовать любую ситуацию для своих политических целей. «По большому счету им все равно, будет храм или нет», — отметил Легойда.
Судьбу храма решит опрос
История не осталась незамеченной на высшем государственном уровне. Владимиру Путину задали вопрос насчет ситуации в ходе медиафорума Общероссийского народного фронта. «Храм должен объединять людей, а не разъединять. Поэтому с обеих сторон должны быть какие-то шаги для того, чтобы решить этот вопрос в интересах всех людей, которые там проживают. Есть простой способ — провести опрос», — ответил президент.
«Все имеют право на собственное мнение, и если речь идет о жителях этого микрорайона, то нужно это мнение учесть», — сказал глава государства. Он подчеркнул, что имеет в виду именно местных жителей, а не «записных активистов, которые из Москвы приехали, чтобы пошуметь и себя попиарить».
О том, что опрос населения будет проведен, 16 мая заявила мэрия Екатеринбурга. Кстати, замглавы города Екатерина Куземка рассказала, что такие опросы проводились и раньше. «Результаты показывают, что большая часть жителей относится к этому равнодушно, небольшая часть протестовала против храма, достаточно серьезная часть поддерживала», — подчеркнула она.