Примерное время чтения: 6 минут
262

От Болотной до Лубянки: что принес России год протестов

Спустя почти год, 17 декабря, за политические преобразования на Лубянке мерзли, по разным оценкам, от 1,5 до 5 тыс человек. Исчезли ли протестные настроения, и чего удалось добиться оппозиционерам,  выяснял корреспондент Аиф.ru.

Протестные настроения ушли?

«За»

Михаил Леонтьев, ведущий, публицист:

Они [протестующие] добились того, что протест рассосался. Именно они добились этого, а не власти. Люди сбежали именно от организаторов протестных акций.

 

Дмитрий Демушкин, националист:

Когда случилась первая «болотка», все думали, что действительно идут какие-то перемены. Что предложили лидеры протеста? Везде существует механизм: мы вышли -  мы потребовали, вы не исполнили - начались забастовки, акции неповиновения. А у них: мы вышли, вышли, вышли, вышли. А смысл ходить? Власть сначала их испугалась, а потом начала над ними издеваться.

 

«Против»

Дмитрий Быков, писатель, публицист, член Координационного совета оппозиции:

А почему протест куда-то делся? Повалили на землю, надели кляп, связали, любую попытку дернуть ногой воспринимают как измену Родине, а потом удивляются: куда же делся протест. Протест никуда не делся. Протест – это чувство. И это чувство нарастает.

Власть же на него реагирует как обманутый муж. Он свою жену бил, деньги отбирал, скудно кормил и утешал ее тем, что другой бы еще ее и насиловал каждый день. И тут этот муж обнаруживает, что женщина хочет чего-то другого, она хочет выбирать. «Как? Ты же выбрала меня!» - кричит муж. А, оказывается, у них был брачный контракт, и на 4 года, может, на 8, но не на 24. И тут муж, который внезапно обнаруживает, что его не любят, решает стать еще жестче.

Геннадий Гудков, политик, экс-депутат Госдумы от «Справедливой России», член Координационного совета оппозиции:

Несмотря на то, что движение оппозиции кремлевские политологи и приближенные журналисты постоянно пытаются похоронить, я должен сказать, что нам на месте протестных движений удалось создать протестный актив. Сейчас сформировалась группа людей, которые готовы участвовать в политической жизни не под влиянием стихийного порыва, а постоянно.

 

Чего оппозиция добилась от власти?

«За»

Геннадий Гудков: Я хотел бы отметить два ключевых момента: формирование структуры, координирующей действия оппозиции, и  появление актива протестного движения.

Да, Координационный Совет неидеален, да, мы потеряли часть людей, которых хотелось бы вернуть – Владимир Рыжков, например. Но в целом за это время появилась структура, которая готова координировать действия оппозиции.

Власть реагировала на выступления то кнутом, то пряником. Только пряник вышел соленый. На каждое движение, направленное на строительство демократичного общества, они сами же находили контр-меру: дали прямые выборы губернаторов, но с двумя фильтрами, упростили регистрацию партий, но запретили избирательные блоки.

«Против»

Михаил Леонтьев: Они обеспечили эффективность избирательной кампании Путина. Власть до этого не предлагала содержательной политики. Они же создали образ угрозы государству. Люди, которые не понимали, зачем им идти на выборы, пошли и стали активно голосовать за Путина.

Отдельные представители нашей власти суетливы. Они попытались людям с Болотной дать кости политической реформы. Но реформа, как  мне кажется, объективно бесполезной и даже вредной. Такие изменения теперь дают возможность власти не говорить о содержательных изменениях политической системы.

Повторятся ли протесты?

«За»

Геннадий Гудков: Через пару месяцев возможность диалога между властью и оппозицией будет окончательно упущена. Пройдет некоторое время  - это случится ни сегодня, ни завтра, но весьма возможно в будущем году – и база протеста расширится. Власть своими действиями в социальной сфере приведет к тому, что на улицу выйдут другие люди. Будут ли они с битами или с белыми лентами, я не могу сказать, но ответственность за те протесты будет лежать на власти.

«Против»

Михаил Леонтьев: Теперь, если власть не справится с поставленными перед нею задачами, протест будет другой.

Те, кто ходил на акции, уже не выйдут, это будут совершенно другой социальный слой и совершенно другое недовольство.

Пять новых правил игры, появившихся за «год протестов»

1.    Упрощенная регистрация партий

2.    Введение прямых выборов губернаторов

3.    Принятие закона об НКО-«иностранных агентах»

4.    Криминализация клеветы

5.    Ужесточение наказания за нарушения правил проведения массовых акций

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах