Примерное время чтения: 5 минут
566

Невидимый орган. Выборы в Совет оппозиции отложены на декабрь

Лидеры несистемной оппозиции Гарри Каспаров, Алексей Навальный, Сергей Удальцов, Сергей Гуляев (слева направо).
Лидеры несистемной оппозиции Гарри Каспаров, Алексей Навальный, Сергей Удальцов, Сергей Гуляев (слева направо). www.russianlook.com

Ровно год назад в Москве на Трубной площади проходило голосование в представительный орган российской оппозиции, который был назван Координационным советом. Необходимость в таком Совете возникла в ходе гражданских протестов 2011–2012 годов. Нужно было возложить на кого-то работу по организации общегражданских протестных акций. Кроме того, нужны были люди, пользующиеся авторитетом в протестной среде, которые могли бы озвучивать заявления и требования граждан — участников протестных акций.

До этого организаторами выступали внесистемные оппозиционеры — участники «Дней гнева», митингов «Стратегии 31», «Левого фронта» и других организаций, объединяющих людей с определёнными политическими взглядами. Самые известные среди них — Сергей Удальцов, Илья Яшин, Борис Немцов, Алексей Навальный, Сергей Митрохин. Они же, как правило, и выступали со сцены.

Но социологи, проводившие опросы на общегражданских митингах и шествиях, неоднократно отмечали, что значительная часть протестующих не считает организаторов акций выразителями своих интересов. Это было одной из причин того, что многие участники протестного шествия не оставались на митинг, который проводился в конце шествия. Было ясно, что легитимность лидерам протеста сможет придать только процедура выборов. Поэтому было решено избрать специальный Совет. Органом власти он стать не мог, но должен был стать органом протеста.

Как выбирали первый Совет

Выборы были назначены на 20–22 октября 2012 года. Было решено создать Совет из 45 депутатов. 30 из них предполагалось избрать по общегражданскому списку, а 15 — по «идеологическим квотам», чтобы в Совете обязательно были представлены левые силы, либералы и националисты. Всего зарегистрировалось 209 кандидатов. Каждый избиратель мог поставить в бюллетенях галочки напротив 45 фамилий (можно было выбрать меньше). На телеканале «Дождь» с 1 по 19 октября проходили предвыборные дебаты. Кроме того, кандидаты участвовали в конкурсе эссе на тему «Основные цели, задачи и формат работы Координационного совета оппозиции». Работы публиковались анонимно и собирали голоса интернет-пользователей. 50 авторов лучших работ вышли во второй тур, где им была предложена другая тема эссе: «Основные контуры политической реформы постпутинской России».

Голосование проходило 20–22 октября 2012 года на Трубной площади в Москве. Предварительно нужно было зарегистрироваться в Интернете или «очно» на специально организованных участках. В выборах принимали участие 81 325 избирателей. Итоги показали, что граждане отдали предпочтение как раз тем лидерам оппозиции, чьи претензии на лидерство до выборов в Совет оспаривались. Почти все они вошли в число 45 кандидатов, набравших больше всего голосов избирателей. Кроме них, в Совет попали много неполитиков: журналистов, писателей, блогеров.

Чем занимался первый Совет

Работа Совета в прошедший год состояла в том, что он организовывал митинги и выпускал заявления с требованиями к власти или критикой её действий. С самого начала КСО стали критиковать за бесполезность. Критиковали не только оппоненты, но и сторонники представленных в Совете сил.

«Ожидали, что эти люди изменят мир, — говорит член Совета Сергей Давидис. — Но ведь это собрание из 45 человек, без бюджета, без аппарата, без механизма выполнения решений». Он согласен с тем, что первый состав КСО не смог наладить работу со своими избирателями. «Принимались в основном декларации — принципиальные решения можно пересчитать по пальцам», — говорит Давидис.

«Его часто ругают, но у оппозиции нет другого легитимного органа, который мог бы делать заявления от имени оппозиции», — говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Эксперт отмечает, что на оппозиционные акции, которые организовывал Совет, приходило значительно больше людей, чем на акции под теми же лозунгами, которые устраивали оппозиционные энтузиасты. Поэтому, считает Макаркин, Совет нельзя назвать бесполезным.

Чем новый Совет будет отличаться от существующего

Давидис, который руководит подготовкой второго состава КСО, предполагает, что новый состав Совета будет «менее звёздным» (многие известные личности, вошедшие в первый состав, уже заявили, что не намерены переизбираться). По его мнению, это позволит избежать завышенных ожиданий, как было в прошлый раз. Кроме того, незвёздам, считает Давидис, будет проще взаимодействовать с гражданами. Он отмечает, что для части членов нынешнего Совета выборы в него были своеобразными «конкурсом красоты»: некоторые даже не участвовали ни в одном заседании.

«Новый Совет не будет претендовать на руководство оппозиционным движением, — рассказывает Давидис, — он станет разрабатывать проекты». Напечатать агитационные материалы, разработать законопроект, провести сбор подписей, организовать серию публичных мероприятий по всей стране — перечислил Давидис, что он подразумевает под «проектами». По его словам, если проект хорошо разработан, разрекламирован и поддержан обществом, власть не сможет от него отмахнуться. Он отмечает, что власть и сейчас перехватывает инициативы, разработанные оппозицией. «С инициативой амнистии выступили одновременно коммунисты и Совет оппозиции, — говорит Давидис, — а идея ограничить стоимость автомобилей чиновников, которую перехватил Народный фронт, принадлежит Алексею Навальному».

Как будут выбирать новый Совет

Выборы в новый состав КСО ещё не назначены, но подготовка к ним, по словам Давидиса, идёт с сентября этого года. Предположительно, они состоятся в декабре. Уже решено, что в новом составе органа будет 50 человек. Одна половина будет избрана по спискам, другая — в индивидуальном порядке. Списки, или избирательные объединения, необязательно должны представлять партии: любая группа лиц может объединиться по какому-либо признаку и создать свой список. Избиратель сможет голосовать за три списка одновременно (чтобы не приходилось выбирать между объединением, например, по гендерному признаку и националистами, пояснил Давидис). Проходной барьер для объединений будет около 4 %, сообщил он. С избирателей предполагается брать небольшой взнос — до 100 рублей. Как эти деньги будут взиматься, пока не решено.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах