Народный мэр Екатеринбурга
Еще неизвестно, где 8 сентября решалось будущее российской политики – в Москве или Екатеринбурге. Хотя в Москве Алексей Навальный и превзошел самые смелые ожидания, взяв на выборах мэра треть голосов, в то время как социологи давали ему не больше 20%, тем не менее, никто всерьез и не ждал, что он может победить Сергея Собянина. А вот в Екатеринбурге, где мэром избран Евгений Ройзман, конкуренция была настоящей — и тем серьезнее его победа.
Глава фонда «Город без наркотиков» Ройзман — абсолютный народный герой, несмотря на судимость в юности и неоднозначность его методов борьбы с наркомафией. Еще в 2003 году на одномандатных выборах в Госдуму РФ за него проголосовали 40% избирателей.
На выборах мэра соперники у Ройзмана были один сильнее другого. Вице-губернатор Яков Силин, который 1998-2006 гг. несколько раз избирался председателем городской думы Екатеринбурга в связке с самым сильным до сих пор мэром города Аркадием Чернецким. Силин не привык к всему готовому: из-за конфликта с «Единой Россией» (хотя сам единоросс) он даже на пару лет «эмигрировал» на работу в Пермь. То есть Силин — готовый политик, понимающий, что нужно делать на посту мэра. Второй противник Ройзмана — тоже опытный политик, депутат Госдумы, справедливоросс Александр Бурков, который впервые победил на выборах (в областной парламент) еще в 1994 году, в свои 27 лет, а с 29 лет возглавлял региональное общественное движение «Май».
Таким соперникам и проиграть не грех, а Ройзман выиграл. Причем в этом ему здорово помогла региональная власть, пытаясь помешать. Его фонд полгода проверяли и обыскивали, против его соратницы журналистки Аксаны Пановой, ставшей начальницей ройзмановского штаба, возбудили уголовное дело (в результате она, ходившая на допросы, будучи беременной, потеряла ребенка), пытались сорвать концерт прилетевшего поддержать Ройзмана Андрея Макаревича, (который, наверное, последний раз испытывал такое во времена СССР). Но все это только добавило очков Ройзману.
Подобный, хотя и не такой яркий, сюрприз преподнесли выборы в Петрозаводске. Здесь предыдущий мэр-единоросс Николай Левин хотя и сделал образцовую номенклатурную карьеру (от секретаря райкома КПСС до сенатора Совета Федерации), но избравшись в 2009 году мэром, не сумел завоевывать любовь горожан. В результате сейчас получил всего 28%. К тому же во время кампании сняли его серьезную соперницу, кандидата от Яблока. В результате недовольство и протестные голоса сконцентрировались на неожиданной фигуре — директоре издательского дома, тридцатичетырехлетней Галине Ширшиной, которую поддержала не только отстраненная «яблочница», но и еще девять местных партий.
Бойцы 1990-х душой не стареют
То, что сильному мэру конкурентов бояться не надо, подтвердили выборы главы города в Хабаровске. Здесь уже в четвертый раз избран шестидесятитрехлетний Александр Соколов — он и среди своих коллег-мэров считается одним из самых серьезных хозяйственников страны. А сейчас, во время наводнения, когда избиратели, мягко говоря, на нервах, и рейтинг всех властей должен падать, Соколов получил более 60%.
То, что в новой политической парадигме перестают работать старые «номенклатурные» методы, показали результаты других региональных выборов. Весь интернет обошли слова вице-губернатора Архангельской области накануне выборов в законодательное собрание региона – она предупредила глав городов и районов, что тем, у кого «Единая Россия» получит мало голосов, потом «отключат газ», т.е. урежут дотации в муниципальный бюджет. Не сработало: «Единая Россия» получила на выборах в архангельское заксобрание всего 40% голосов, и это самый низкий результат среди субъектов РФ.
Конечно, «партия власти» пока остается лидером, хотя и не с такими умопомрачающими результатами, как раньше. Больше всего единороссы получили на выборах региональные парламенты в Чечне и Кемеровской области (около 80%). На втором месте везде идут коммунисты, хотя, например в Хакасии коммунистов обошла и вышла на второе место ЛДПР, а в Якутии – «Справедливая Россия». Отдельные победы есть у правых партий: «Яблоко», например, получило 57 мест в муниципальных советах Архангельской области, а «Гражданская платформа» Михаила Прохорова сформирует 7 фракций в региональных парламентах и провела своих представителей в 10 городских советов. Увы, в масштабах страны это почти статистическая погрешность…
В общем, там, где глава региона сильный, избиратели голосуют за сохранение существующего положения вещей, а в депрессивных регионах, что называется, возможны варианты. Правда, увы, оппозиция, да и вообще новые лица, не ангажированные политической системой, пока еще этих вариантов не увидели. Казалось бы, после того, как Кремль «ослабил вожжи», на выборах должно было появиться много новых лидеров. А по факту все равно «выстрелили» бойцы, закаленные еще в предвыборных баталиях конца 1990-х – начала 2000-х. Кстати, в Красноярске на выборах в городской совет от партии «Патриоты России» прошел племянник героя лихих 1990-х «алюминиевого короля» Анатолия Быкова (понятно, что при поддержке дяди). А Борис Немцов на этих выборах прошел в законодательное собрание Ярославской области.
Свои полномочия подтвердили и ранее назначенные и.о. руководителей субъектов РФ Светлана Орлова во Владимирской области и Рамазан Абдулатипов в Дагестане. Тоже проверенные десятилетиями политики.
В общем, получилось как в рискованном анекдоте про Вторую мировую войну. Встречаются два жителя из соседних деревень с оккупированной территории. Один рассказывает: «Я всю войну поезда под откосы пускал, фашистские штабы поджигал, офицерам в подворотнях шеи сворачивал». Второй восклицает: «Да ты что! А у нас все это было запрещено…». Анекдот, конечно, варварский. Но верный.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции