Уступки с барского плеча
Впрочем, эксперты подчёркивают, что всплеск демократии проходил под строгим контролем власти и с её санкции. «Власть разрешила зарегистрироваться оппозиционным кандидатам, но не во всех городах, — говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — При этом остаётся «муниципальный фильтр», а значит, власть может скомандовать своим депутатам, чтобы те обеспечили прохождение кандидата, а может и «забыть» это сделать».
Эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров согласен с тем, что конкуренция пока что сильно ограничена и управляема. Он отмечает, что «муниципальный фильтр» в Москве действует гораздо жёстче, чем в остальных регионах. «Это позволило власти подарить со своего барского плеча какое-то количество подписей тем, кому она хотела, — говорит Петров. — В Москве власть решила, что Навальный в качестве конкурента ей удобней, чем Прохоров».
«Но не от хорошей жизни власть идёт на такого рода уступки: Кремль сталкивается с политическими проблемами, — считает Петров. — Допуск оппозиционных кандидатов — это реакция Кремля на спрос со стороны достаточно большой части горожан на представительство их интересов». Другая причина — желание сделать избрание Собянина легитимным, а это невозможно, если не дать возможности участвовать в выборах оппозиционным кандидатам.
«Это попытка сохранить политический контроль в меняющихся условиях, и пример Москвы здесь знаменателен: если власть сочтёт московский опыт удачным, то мы увидим его распространение на другие регионы», — прогнозирует Петров.
Конкуренция в условиях «гражданской войны»
На московский опыт будет смотреть не только Кремль. Результаты московских выборов повлияют на общественное мнение по всей России, прогнозируют социологи. «Если Навальный возьмёт хотя бы 15 % или, тем более, 20 %, это не только окажет влияние на москвичей, но и даст эхо в других регионах, особенно в крупнейших городах страны», — говорит социолог Борис Дубин. На власть это тоже повлияет: от человека, который собирает голоса пятой части граждан, пришедших к избирательным урнам, просто так не отмахнёшься, уверен эксперт.
Впрочем, Дубин не считает московские выборы большим шагом вперёд на пути к демократии, эксперт называет их пока «очень упрощёнными». «Если бы у людей была возможность иметь дело с несколькими интересными, сильными политиками, имеющими хорошую команду и способными услышать, чего от них хотят, тогда можно было бы говорить о настоящей конкуренции, — считает он. — Но в дефиците таких конкурентов складывается ситуация гражданской войны: или Навальный, или Собянин, кто не с нами — тот против нас».
Навальный власти не опасен
Власть уже много сделала, чтобы отпугнуть от себя наиболее продвинутые слои общества, говорит Макаркин, напоминая о борьбе с «иностранными агентами», «антимагнитском» законе и других инициативах последнего года. Причину послаблений для оппозиции на этих выборах эксперт видит в том, что власть не хочет полностью потерять доверие модернистских групп общества. Поэтому Кремль готов идти навстречу в тех вопросах, которые не представляют для него опасности.
В Екатеринбурге иная ситуация. «Даже если Ройзман (Евгений Ройзман, глава фонда «Город без наркотиков» — прим. ред.) победит на выборах мэра, то это только муниципальный уровень, и возможности его как градоначальника будут сильно ограничены», — отмечает Макаркин. По словам эксперта, федеральная власть не увидит в этом ничего страшного: в случае чего с ним можно расстаться так же, как с Евгением Урлашовым, которого отстранили от должности главы Ярославля в связи с уголовным преследованием.
«Пока Урлашов был на муниципальном уровне (мэром города), — напоминает Макаркин, — власть, пусть и без особой охоты, это терпела. Когда же он возглавил партийный список, который имел шансы победить на региональных выборах, оппозиционера резко отстранили, не заботясь о легитимности и цивилизованности такого шага».
Оппозиционный Центризбирком
Из этого эксперт делает вывод, что Кремль, постепенно допуская к выборам оппозицию, установил два жёстких ограничителя: оппозиционер не может возглавить регион и оппозиционная партия не может выиграть региональные выборы. Представитель оппозиции может возглавить регион, только став своим для власти человеком и получив одобрение Кремля. «Именно так произошло в Забайкальском крае, где и. о. губернатора был назначен эсер Константин Ильковский», — отмечает Макаркин.
В регионах такой политике Кремля рады далеко не всегда. «То, что в законодательное собрание какой-нибудь области пройдут один – два кандидата от РПР «ПАРНАС», не составит Кремлю никакой проблемы, — считает Макаркин. — Но региональные элиты так не считают: там все места уже давно разделены между своими, да к тому же неприятно видеть в областном парламенте радикального критика».
Теперь бывают ситуации, когда в регионе снимают оппозиционных кандидатов, а Центральная избирательная комиссия выступает за то, чтобы их восстановить. «Таким образом, получается, что Центризбирком защищает оппозицию, выполняя не очень свойственную ему политическую функцию», — отмечает эксперт.
Если Путин отменит конкуренцию…
По мнению Макаркина, изменения в политической жизни России, которые стали заметны в нынешнюю избирательную кампанию, не являются необратимыми: свои уступки власть может взять обратно. «Сделать это можно будет, если в экономике ситуация будет более или менее приличной», — говорит он. Многие граждане по-прежнему готовы обменять демократию на стабильность, подчёркивает политолог.
«С одной стороны, люди хотят конкуренции, — поясняет Макаркин. — С другой стороны, конкуренция воспринимается как нечто хорошее, но не на 100 % необходимое. И если, например, власть скажет гражданам, что от этой конкуренции лучше отказаться, то значительная часть населения может принять такую позицию». Он предполагает, что если бы Навального сейчас к выборам не допустили, большинство избирателей не увидели бы в этом большой катастрофы.
Дубин подтверждает, что большинство населения действительно настроено конформистски. Как и в других странах, большинство населения России будет голосовать за статус-кво, в конкуренции особенно не нуждается и перемен не хотело бы, несмотря на то, что жизнью своей недовольно, говорит социолог.
«Но в Москве другая ситуация, здесь граждане более политизированы и от конкуренции так легко не откажутся, — добавляет Дубин. — Предложение отказаться от конкуренции, тем более со стороны власти, могло бы вызвать недовольство и протесты, сравнимые с теми, что были зимой 2011–2012 гг.»
О реакции других регионов говорить сложнее, отмечает Дубин. Там всё будет зависеть от того, кто предложил. «Одно дело, если предложит Путин, и совсем другое, если это сделает какой-нибудь местный глава», — пояснил эксперт.
Правда, такой сценарий маловероятен. Макаркин подчёркивает, что отказаться от конкуренции граждане могут только в том случае, если будет обеспечена хотя бы минимальная стабильность, а этого, по словам эксперта, ждать не приходится. «Экономисты ничего хорошего на ближайшее время не прогнозируют. Даже президент говорит об урезании расходов в социальной сфере», — заключает политолог. А это значит, что избирательные такие кампании, как московская, екатеринбургская и другие с участием оппозиции, могут повториться. «Сам факт проведения таких кампаний меняет политическую ситуацию. И шансы на необратимость этих изменений возрастут, когда журналисты и эксперты перестанут воспринимать эти события как экзотику», — уверен Макаркин.