И.о. президента Дагестана Рамазан Абудалтипов отправил в отставку правительство республики. Уже назначен новый премьер - Мухтар Меджидов. Столь скорая отставка подчиненных бывшего президента Магомедсалама Магомедова, который перешел на пост замглавы администрации президента, вызвала массу вопросов.
Связана ли столь кардинальная ротация с неким внутренним конфликтом в регионе? Сохранил ли влияние Магомедов, формально получивший повышение, если его команду «выставили» буквально через день после передачи полномочий. С этими вопросами АиФ.ru обратился к экспертам.
«АиФ.ru»: – Отставка правительства – это «техническая» мера или этот шаг был спровоцирован конфликтом элит?
Руслан Гиреев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа: – Нет, никакого конфликта нет. В то же время аварская политическая элита получила исторический шанс с точки зрения реваншизма, ведь в любом случае эти настроения в обществе присутствуют.
В регионе назрели политические реформы. Мы сейчас находимся на такой стадии: ни развития, ни отставания – непонятно, что происходит. Ни одной грамотной реформы, доведенной до конца, на сегодняшний день нет.
Республика геополитически, с точки зрения природных ресурсов, имеет условия для создания рабочих мест. Нет катализатора, двигателя этих идей, нет грамотного менеджмента, нет твердо обозначенной молодежной и информационной политики. Молодежь отдана сама себе. Именно с этим связывают здесь многие эксперты активность вооруженного подполья.
«АиФ.ru»: – Магомедсалам Магомедов не справился с этими задачами?
Р.Г.: – Дело не в том, справился он или нет. Не факт, что этот президент тоже справится. Дело в команде, которая была создана. При Магометсаламе Магомедове ротация кадров была практически на нуле.
Все в ожидании того, что новый человек обратит внимание именно на этот факт. Те люди, на которых делалась ставка, уже показали свою работу в прошлом кабинете. В целом, они не могут изменить ситуацию и не пользуются уважением в народе, особенно у молодежи.
«АиФ.ru»: –По вашему мнению, переход Магомедова в президентскую администрацию – повышение или почетная отставка?
Р.Г.: – Дагестан – самый крупный субъект федерации на Кавказе. Это огромные финансовые преференции, огромное влияние в регионе. Это все было сменено на кабинетную работу в президентском аппарате. Я думаю, что это все-таки была вынужденная мера и все специалисты с этим соглашаются.
В то же время, работа, которую Магомедов должен делать в Кремле в части национального, межрелигиозного взаимодействия, требует от него ничуть не меньшей напряженности, чем была здесь.
В самом начале, когда стало известно о приходе Магомедсалама Магомедова (на пост главы региона – прим. ред.), люди питали большие надежды: молодой, экономист. К сожалению, эти надежды не оправдались. В силу различных причин. Я все же связываю это с отсутствием команды. То же самое касается и нынешнего правительства: создание мощнейшей команды – это главная задача.
Обратите внимание на соседей. Евкуров сделал обновление – у него все в порядке. Глава Чечни Рамзан Кадыров отправлял правительство в отставку неоднократно – и тоже эффективное управление. А тут как будто каждый примазан к своему креслу медом.
Обратите внимание, ведь очень много достойных людей в Дагестане и за его пределами, которые представляют нашу республику на высшем уровне. Надо начать работу по возврату специалистов, которые в силу непонятных причин были вынуждены покинуть эту республику.
«АиФ.ru»: – Отставку правительства связывали в том числе с национальным квотированием.
Р.Г.: – Национальное квотирование – учет интересов различных национальных сообществ, которые проживают в республике. Например, назначенный сегодня глава правительства – даргинец. Он представляет даргинское лобби. Теперь Народное собрание будет возглавлять кумыкиец, например. Это нормальное явление в нашей республике. Все с этим свыклись. Главное, на что мы надеемся, - что не будут менять тех же людей и переводить их из одного ведомства в другое. Именно от этого зависит старт, который сделает республика в ближайшем будущем, и его (Абдулатипова – прим. ред.) выборы. Они пройдут 8 сентября.
Официальный взгляд
Зубайру Зубайруев, начальник пресс-службы президента Дагестана:
«Да нет конфликта элит. Можно думать, говорить, а кто может доказать, есть конфликт элит или его нет? Нормальная практика: приходит новый руководитель, правительство уходит в отставку, а там в ходе личных консультаций кто-то будет утверждаться, а кто-то сниматься. Наверное, будут какие-то кадровые перестановки, что вполне логично. Скорее всего, новый руководитель республики имел какие-то консультации в Кремле, какие-то задачи перед ним ставились. В соответствии с этими задачами будет подбор новых кадров. Говорят, что будут практиковать приглашение специалистов из других регионов».
Федеральный взгляд
Алексей Макаркин, замдиректора «Центра политтехнологий»:
«Отставка правительства - свидетельство того, что в Дагестане есть этнические группы. До последнего времени президент республики принадлежал к даргинской общине, а премьер-министр - к аварской. Сейчас и.о. президента республики стал аварец, а раз так, то аварец не мог быть премьер-министром. Должность премьера перешла к общине даргинцев. К рамках общин произошло перераспределение постов.
Для экс-президента Дагестана новое назначение - формальное повышение. Обычно экс-главы субъектов уходят на уровень замминистров. Формально это шаг вперед, но реально возникает проблема насчет его функций. Когда администрация уже длительное время функционирует, уже все интересы определены, функции разделены. Может возникнуть конкуренция с уже работающими сотрудниками Кремля, тем более там уже есть люди, которые занимаются и национальной, и региональной политикой».