Что означают столь резкие телодвижения на верхних этажах власти? Очередной этап борьбы элит или эпизод клановой войны? Результат всеобщей нелюбви военных к гражданскому министру? Превышение предельно допустимой нормы коррупционной составляющей в хозяйственной деятельности ведомства?
Способность меняться
Глава Центра политической информации Алексей Мухин не видит в произошедшем ни клановых войн, ни тайных заговоров:
- Изменения в подходах к кадровому вопросу - это своевременный ответ на запрос общества. Президент проводит «тонкую настройку» государственного механизма, избавляясь от морально устаревших деталей и заменяя их либо новыми, либо надёжными.Новую кадровую политику Путина понимать следует так: близость к «кругу» ничего не гарантирует, решения принимаются прагматично и быстро - исходя из запросов общества и эффективности персоны.
Причём, как представляется, всё это сделано по искреннему убеждению. И что важно - в силу реального желания создать условия для эффективного развития как госструктур, так и общества. Стремительность последних кадровых решений подчеркнула важную вещь: Путин третьего срока явно выглядит иным, чем Путин первого и второго. Его способность меняться уже очевидна. По всей вероятности, изменения в подходе к кадрам - это первый шаг к гораздо более масштабным и системным изменениям.
Кто у руля?
В том, что отставка Сердюкова- это часть новой кадровой политики Владимира Путина, уверен и политолог Леонид Радзиховский:
- Перед нами постепенно раскрывается новый политический стиль Путина. Неприкасаемых - нет. Президент знает общественные настроения и считается с ними. Путин пришёл во власть в 2000 г., когда все ещё помнили ельцинскую кадровую чехарду. У него было две совершенно ясные задачи - стабилизировать ситуацию и подобрать свою команду. Обе выполнены. Кстати, сколько бы ни иронизировали по поводу «ленинградского призыва» - никто не может отрицать, что такие путинские выдвиженцы, как Кудрин, Греф, Сечин, Игнатьев и другие, являются видными специалистами и умеют отстаивать свою точку зрения».
Экспертное сообщество сходится в том, что отставка Сердюкова продемонстрировала новую кадровую политику, в которой главный фактор - эффективность чиновника. Мухин отмечает, что у любого политического лидера в любой стране, безусловно, есть команда или просто верные люди. Только им вовсе не обязательно становиться у руля главных государственных механизмов. У руля должны быть те, кто разбирается, как эти механизмы работают. «И стране в целом, и её политической системе, и чиновному аппарату, и лично Путину пришлось пройти непростой путь развития, чтобы прийти к нормальному восприятию здоровых, в сущности, принципов. Вернее, пока о прохождении этого пути заявляет только сам глава государства, направляя страну и госмашину в адекватное русло.
Неприкасаемых нет
О том, что отставка Сердюкова и назначение Шойгу - это вопрос принципиально новой кадровой стратегии, говорит и политолог Павел Данилин:
- Это принципиальная политика нового Путина, манифест - неприкасаемых нет, главными критериями являются профессионализм и соответствие занимаемой должности. Дело не в персоналиях, уволенных и назначенных, - дело в новых принципах. Общество тоже существенным образом изменилось, возросли запросы социума к государству.
Ответить на это изменение государство должно высокой эффективностью своей работы, оправданностью приложения сил и средств, прозрачностью и логичностью именно кадровых решений. Госчиновники должны во всех смыслах соответствовать своим должностям. И, начиная новую кадровую политику, Путин явно показывает, что он этому принципу отвечает в полной мере.